Измаильский р-н: во время круглого стола молдаване “наехали” на румын (фото)
Ви можете обрати мову сайту: Українська | Русский (автоперевод)
Всеукраинская национально-культурная молдавская Ассоциация в пятницу, 25 ноября, провела в Областном центре национальных культур в Измаиле круглый стол на тему “Обеспечение прав молдавского сообщества в Измаильском районе”. Мероприятие, на первый взгляд, плановое и, казалось бы, ничем не примечательное. Однако в ходе его проведения поднимались темы, способные породить международный скандал. Об этом сообщает “БессарабияINFORM”.
В работе круглого стола приняли участие председатель Всеукраинской национально-культурной молдавской Ассоциации Анатолий Фетеску, зам начальника управления культуры, национальностей, религий и охраны объектов культурного наследия Одесской ОГА Ярослава Резникова, председатель Измаильского райсовета Василий Антонюк, председатель Измаильского регионального молдавского национально-культурного общества Григорий Чепой, директора и учителя молдавских школ и др.
Представители этноса поднимали важные вопросы и проблемы, с которыми приходится сталкиваться молдаванам Измаильского района. Говорили об образовании, культуре, экономике. Затронули также и политические темы, в частности, о роли молдаван в процессе выборов в органы местного самоуправления.
Лидер молдаван Украины Анатолий Фетеску детально остановился на проблеме образования. По его словам, количество молдавских школ в Одесской области с распадом Советского Союза стремительно сократилось. Из 25 молдавских школ на сегодняшний день осталось 3. В остальных, параллельно с молдавскими, появились украинские классы.
Фетеску пожаловался на то, что в молдавских школах учителей обязывают заполнять журналы и вести документацию на государственном украинском языке. Вызвал вопросы у председателя молдавской Ассоциации и вариант билингвальной системы преподавания – когда учитель может объяснять ученику материал как на родном, так и на государственном языке.
[quote cite=”подчеркнула зам начальника управления культуры, национальностей, религий и охраны объектов культурного наследия Одесской ОГА Ярослава Резникова.”]”Вариант билингвального или мультилингвального образования сейчас отрабатывается. Окончательного решения пока нет. То, что в отношении этой методики существуют разные взгляды – это нормально. Но неоспоримо одно – представители национальных меньшинств должны учить и быть грамотными на родном языке, а также учить и быть грамотными, используя государственный язык. Это константа”, [/quote]
О том, как обстоят дела в Измаильском районе с национальными меньшинствами, рассказал председатель райсовета Василий Антонюк. По его словам, молдаване в Измаильском районе составляют 27% от общего количества населения. На территории района находятся четыре молдавских села – Камышовка, Озерное, Утконосовка, Новая Покровка. В указанных населенных пунктах действуют 4 украинско-молдавские школы, в которых обучаются 1549 детей. При сельских домах культуры действуют 7 молдавских творческих коллективов со званием народный. Из 34 депутатов районного совета – восемь представляют молдавские громады.
[quote cite=”отметил Василий Антонюк.”]”Основными факторами хороших межнациональных отношений являются, конечно, культура и спорт. Ничто другое так не объединяет, как эти два показателя. У нас тут очень хорошие межэтнические взаимотношения и наша задача не расшатать эту ситуацию. Ситуация в стране вообще очень сложная и одна малейшая искра или неосторожное слово может ее расшатать”, – [/quote]
В рамках круглого стола поднималась проблематика сохранения языка в молдавских селах. Учителя сельских школ нарекают: “Этим в селе занимаемся исключительно мы”. В то время как детские дошкольные учреждения работают по украинской программе обучения.
Кроме этого, присутствующие на встрече педагоги обратили внимание на то, что выпускники румынского отделения Измаильского государственного гуманитарного университета сталкиваются с определенными трудностями, устраиваясь на работу в молдавскую школу, поскольку программа обучения отличается.
[quote cite=”ответил на это представитель ИГГУ Валерий Пейков.”]”Университет открыт для того, чтобы расширить базу программы обучения и готов рассматривать предложения по открытию отделения изучения молдавского языка” [/quote]
Нападки на ИГГУ со стороны участников круглого стола этим не кончились. Как известно, в нынешнем году на базе измаильского университета был создан Центр румынского языка и культуры. Участники встречи задались вопросом: “А почему не Центр молдавского языка и культуры?”. Представитель вуза пояснил, что это была инициатива румынской стороны, а ИГГУ открыт для сотрудничества с разными национальностями.
Слова руководителя райсовета о “неосторожном слове” председатель Всеукраинской национально-культурной молдавской Ассоциации Анатолий Фетеску, видимо, пропустил мимо ушей и продолжил развивать тему последствий тесной дружбы измаильского университета с Румынией:
[quote cite=”так завуалировано прокомментировал открытие румынского центра в ИГГУ председатель Всеукраинской молдавской Ассоциации Анатолий Фетеску.”]”Когда кто-то, у кого есть паскудные интересы на вашу квартиру и вы об этом знаете, захочет арендовать у вас пару квадратных метров, как бы вы на это посмотрели? Вот из этого надо исходить, когда открываете какие-то центры”, [/quote]
И добавил, что в Одесской области согласно переписи населения зарегистрировано всего 700 румын. Вместе с тем, в Генеральном консульстве Румынии в Одессе работает не менее 10 сотрудников.
[quote cite=”не унимался Анатолий Фетеску.”]”Я уважительно отношусь ко всем гражданам любой национальности, в том числе и к румынам. Но когда румынские общественные организации ходят по всей Молдове, а иногда залетают на территорию Украины, с лозунгами “Бессарабия – румынская земля”, то не случайно открываются такие центры на 700 румын. Вы, как представитель государственного вуза, который финансируется из государственного бюджета, должны из этого сделать выводы”, [/quote]
Молдавско-румынский национальный вопрос давно уже стал политическим в Бессарабии. Несмотря на то, что представители этих этносов говорят, по сути, на одном языке, споры между теми, кто считает себя румынами, и теми, кто называют себя молдаванами, не прекращаются и сегодня. Хотя и те, и другие могут жить в одном селе и быть кровными родственниками. Что касается вопроса языка, то тут все еще сложней. Некоторые современные лингвисты считают, что «румынский» и «молдавский» являются разными названиями (лингвонимами) одного языка. Другие считают молдавский диалектом румынского. Большая Российская Энциклопедия молдавский язык считает одним из восточно-романских языков (то есть самостоятельным). Каждая из сторон орудует своими историческими аргументами. Интересно, но в Молдове государственным языком является не молдавский, а именно румынский (как, например, английский в США).
Активизация украинских молдаван после победы на президентских выборах в Молдове пророссийского кандидата Игоря Додона, мягко говоря, вызывает недоумение. Его заявления в прессе о том, что “Румыны нам братья, но пусть каждый живет у себя дома” как две капли воды схожи с заявлениями лидера украинских молдаван Анатолия Фетеску, которые звучали во время круглого стола в Измаиле.
А пока молдавская Ассоциация сеет страх в сердцах бессарабцев перед эфемерной румынской оккупацией, главнокомандующие военно-морскими силами Украины и Румынии жмут друг-другу руки в Измаиле и намечают “дальнейшие шаги по налаживанию более тесного взаимодействия“, а моряки-пограничники обеих государств проводят совместные учения. И вообще – наши страны последние несколько лет налаживают тесные двусторонние отношения, от которых, кстати, больше выигрываем мы, чем они. Так что после этого круглого стола осталось больше вопросов, чем ответов – что это было?
Позаштатний кореспондент Бессарабії ІНФОРМ у місті Ізмаїл
Что сделал Фетеску для получения пары квадратных метров в аудитории ИГГУ?
В связи с этим стоит задать и вопрос “а ЧТО сделали румынские товарищ-чи из консульства Румынии для того, чтобы открыть центр румынской культуры в ИГГУ”? Похоже, ответ может быть довольно тревожным, зная “паскудность” кое-кого из руководства когда-то уважаемого измаильского вуза (ключевое слово “КОГДА-ТО”)
Круто, не знал, что в Молдавии государственным языком является румынский.
И даже флаг реально отличается от румынского!!!
Для того, чтобы написать о проблемах конкретного народа следовало бы постараться узнать реальное положение дел. Иметь минимум знаний о его истории и истории его языка, законодательстве регулирующее данную сферу. Прислушиваться к тому, что там было сказано а не искажать факты (купите слуховой аппарат если плохо обстоять дела со слухом). Не исключено, что статья написана заангажировано, а если это позиция редакции, то она, по крайней мере не корректна, а по другому – может быть проплаченой.
Не корректной организовывая такие “встречи” приглашать лишь “удобных” себе журналистов, не говоря уже о том, что все “фестивали”, “грандиозные творческие встречи”/тусовки работников центра уже давно бросаются в глаза своей “массовостью”, так вот и вопрос – а центр работает для представителей национальных культур или для самих работников сего центра? Вышла неподконтрольная статья? Пора бы отойти от совковых стереотипов, когда всех румыноговорящих под гребенку молдованами называли. Не те времена. Сразу видно кто работает, а кто привык держаться десятилетиями у кормушки особо не напрягаясь – Фетеску надо бы работать с молдаванами и популяризировать культуру, а не возмущаться “как так, обидели”. А то один “Мерцишор” в год как-то не солидно, берите пример у своих оппонентов, работайте
увесь цей “сир-бор” тільки для того щоб місцева влада відмовила в відкритті Румунського культурного центру в Ізмаїлі. Але незабуваємо про лобіювання саме румунською стороною про виделення Ізмаїлу грошей банку ЕБРР, під мізерні відсотки, для модернізації водо-каналізаційного господарства міста. Ви розумієте що ми разом з румунами живемо на одній річці і маємо свої какшки відчищати як цівілізовані люди.
по моему какой то бред) это политический вопрос делить на молдаван и румын) кто один из первых парламентов подержал Украины по евроинтеграции и ассоциации – это Румыния) кто выбивал европейские деньги для Измаила – румынская сторона) кто нашел деньги для открытия Румынского информационного культурного центра в Измаиле – ректор и румынский консул) почему молдоване молчат и не откроют свой Молдавский информационный культурный центр в Измаиле или друзья-росияне не позволяют?
“весь цей “сир-бор” тільки для того щоб місцева влада відмовила в відкритті Румунського культурного центру в Ізмаїлі”
Не может власть запретить, потому что университет сам принимает решение. Во многих университетах открыты десятки подобных центров. В универе по решению Ученого совета создан Центр национальных культур украинского Придунавья, где будут открыты оформленные аудитории под конкретную национальную культуру. Сейчас открыта только украинская стилизованная аудитория-центр. Кроме румынского центра, будет открыт еще болгарский, гагаузский, еврейский, турецкий и т.д. Радуйтесь тому, что есть такая возможность. А у молдован есть же другие организации и они представлены не только Фетеску, который наверное даже не был в универе. Обратитесь сначала в органы власти или в универ по открытию центра, а потом критикуйте, сделайте первый шаг…
Шановні, кожне видання має свою редакційну політику і це цілком природно. Поважаючий себе портал, якщо не належить політичній силі і відображає її інтереси, намагається бути більш-менш об’єктивним. Це особливо важливо, коли мова йде про інтереси країни, не тільки одного етносу. Недоторканних осіб у нас не повинно бути, хай критикують будь кого.
Але виникає зустрічне запитання, коли пропонують здати молдаван України Румунії в обмін на лобіювання румунський стороною виділення Ізмаїлу грошей від банку ЄБРР, під мізерні відсотки, для модернізації водо-каналізаційного господарства міста. За цією логикою виходить, що, якщо завтра треба буде ще шось вирішити, здамо болгар, гагаузів, а там дивись і до українців дійде … головне отримати дешеві гроші.
Навряд чи виправдано змішати божий дар з яєчнею, тобто Ізмаїльську каналізацію з національними спільнотами, як пропонують деякі учасники діскусії.
Ще репліка щодо тези «Ві розумієте что ми разом з Румунією живемо на одній річці і маємо свои какашкі відчіщаті як цівілізовані люди.»
Ніхто не проти жити цивілізовано з сусідами, але це не означає, що задля цього можна дозволити їм вилізти на голову.
Але виникає зустрічне запитання, коли пропонують здати молдаван України Румунії в обмін на лобіювання румунський стороною…
никто молдован не сдает, просто надо адекватно смотреть на ситуацию и не гнать на преподавателей университета когда они за деньги румін открвают компьютер-класс для студентов и украинцев, и молдован (и румін – а может они одна нация),