О победе, Мариуполе и встрече с путиным: главные тезисы интервью Владимира Зеленского
Ви можете обрати мову сайту: Українська | Русский (автоперевод)
Президент Украины Владимир Зеленский возглавляет страну уже три года. Глава государства пообщался с украинскими журналистами и подвел итоги трех лет у власти. Главные тезисы интервью президента – в материале РБК-Украина.
О ценностях и политике.
Для меня сегодня больших изменений относительно ценностей не произошло. На сегодняшний день я понимаю, где место Украины. Я честно борюсь за это место вместе со всеми, вместе с армией. Мы точно не империя и мне это очень нравится. Самое главное – место нашего государства. Самый главный курс – место Украины среди равных. Несмотря на войну, последовательность я вижу и мы идем по этому пути.
“Я уверен, что будет победа. Здесь нет альтернатив. Даже по ЕС мы используем разные курсы, а с Россией и войной один курс и один путь”, – подчеркнул Зеленский.
О победе.
Не мы начинали, но нам ее (войну, – ред.) заканчивать. Я думал, что закончить можно будет исключительно дипломатически. Сейчас я понимаю, что окончание тоже будет дипломатическим, но это диалог, у которого есть соответствующий термин, что в этом диалоге можно будет найти ответы на многие вопросы и многие решения с Российской стороной. Я действительно так считал. А сейчас это как автомобиль и не бензиновый, и не электрокар, потому и война такова – сложная, и победа будет очень сложная, она будет и кровавая, она точно будет в бою, но концовка точно будет в дипломатии, я уверен в этом, потому что есть некоторые вещи, которые, кроме как за столом переговоров, мы не сможем завершить. Потому что мы хотим вернуть все, а РФ хочет все не отдать, то есть ничего не отдать.
О вторжении через Беларусь.
Давление (на Украину, – ред.) было задолго до начала широкомасштабного вторжения в Украину, мы понимали, что происходит подготовка. Объем или наглость того, что мы увидели, никто не понимал до конца. Одно дело, когда ты понимаешь, что со стороны Беларуси наверняка пойдут танки, а другое дело, что именно из Беларуси летят ракеты. Такая разница кажется небольшая, что предупреждали, что с той стороны может начаться наступление. Но разница большая. Ты воюешь с кем? С теми силами и средствами, которые на территории Беларуси, которые переходят сквозь Беларусь и идут в Украину или воюешь с двумя странами? Дьявол в деталях. Поэтому никто до конца не знал, что происходит заранее. Подробности никто не знал. Все готовились к разным мероприятиям. Больше подробностей, чем имели мы, никто не имел.
О начале наступления.
Я бы начал разговор об этом наступлении с октября месяца. То, как мы готовились, что происходило, какие были месседжи, какие были первые экономические, финансовые, кибер, блокировки, дефицит бензина, как это происходило, уменьшение объемов энергоносителей и т.д. Я бы начал с сентября-октября. Хотя, справедливо начинать с 2014 года, но о полномасштабном, я считаю, этот гибридный артобстрел начался еще осенью.
О численности армии.
По нашим цифрам, нам нужна армия не 260 тысяч, а боевых там было 120 тысяч. Я подписал первый указ в начале 2022 года, когда я видел конкретные цифры. Есть деньги или нет, но плюс 100 тысяч на следующий год. Это был мой указ. Но даже плюс 100 тысяч не смогли бы их (Россию, – ред.) остановить. На сегодняшний день мы понимаем, что сегодня это 700 тысяч. Вы видите результат работы 700 тысяч воюющих, чтобы защищать такую территорию.
“В странах НАТО есть соответствующее оружие, которое способно защитить небо от тех первых ракет. Можно ли было подготовиться к войне? Я считаю, что мы были неплохо подготовлены, они не знали о многом. Все аналитики говорили, что они зайдут за 2-3 дня… Лопатой выиграть войну невозможно. Они (страны-партнеры, – ред.) нам говорили ройте окопы, а мы им говорили дайте оружие“, – рассказал Зеленский.
О Мариуполе.
Что дальше? На сегодняшний день вывезены гражданские, медики, тяжелораненые из “Азовстали”. Вывезены. В ближайшее время, не на днях даже, завершится вывоз всех. Структура сложна. Договаривались, что разблокировкой будут заниматься западные партнеры. Я сотни раз проговаривал с лидерами разных государств предоставление мне оружие, чтобы военным путем мы дошли до Мариуполя. Есть то, что есть. Ребята получили от военных сигнал, что у них есть полное право выйти, чтобы сохранить свою жизнь. На сегодняшний день они вывезены, или в процессе. Дальше все зависит от того, что на себя брали ООН, Красный Крест, РФ… закончится процесс вывоза и начнется процесс подготовки к диалогу по обмену. Будем забирать их домой, это то, что мы должны сделать с партерами, которые брали на себя ответственность.
О встрече с Путиным.
В зависимости от момента встречи цель изменяется. Решать вопросы обмена, деоккупации, мира и остановки войны. Вот и вся адженда. У нас есть желание и есть свои цели. Мы хотим возвращения территорий и закончить войну, но как это будет, когда это будет зависит от времени, когда будет разговор с Путиным. Думаю, что разговор Украины и России точно будет. Не знаем в каком формате: с посредниками или без, в широком кругу, на уровне президентов.
Позаштатний кореспондент Бессарабії ІНФОРМ у місті Білгород-Дністровський