Измаильская психбольница закрывается. На её руководство есть жалобы в прокуратуру. Что будет с пациентами?
Ви можете обрати мову сайту: Українська | Русский (автоперевод)
Психиатрическое отделение Дунайской областной больницы подлежит реорганизации путем ликвидации. Это случится до конца текущего года, а может и раньше. Есть решение аппаратного совещания Департамента охраны здоровья Одесской ОГА, в котором работа Дунайской областной больницы в вопросах оказания онкологической, психиатрической и фтизиатрической помощи населению госпитального округа №9 с центром в Измаиле признана ненадлежащей. Исходя из комментария главного врача ДОБ Виталия Гайдукова, несмотря на то, что соответствующего приказа о ликвидации из области еще не поступало, этот вопрос уже решен окончательно и бесповоротно. Больница водников до нового года планирует подписать договор с Национальной службой здоровья Украины и психиатрия в том виде, в котором она есть сегодня, в эти планы не вписывается.
Но что же будет с измальскими душевно-больными пациентами? Отделение еще не закрыто, а горожане уже опасаются того, что психбольных отпустят по домам и они начнут свободно разгуливать по городу, совершая разного рода неадекватные поступки. Что скажут на это медицинские специалисты, журналисты “Бессарабия INFORM” спрашивали у руководства ДОБ.
Перед началом скажем, что главврач больницы водников Виталий Гайдуков, впрочем как и его ближайшие соратники, совершенно не разделяет опасения рядовых измаильчан, а оперирует исключительно цифрами и подсчетами. По его информации, психиатрическое отделение сегодня наполовину пустует – из 65 коек заполнены только 37. Согласно выводов областных специалистов, из этих 37 пациентов 70% подлежат переводу в областные специализированные дома-интернаты и не нуждаются в стационарном лечении, которое они получают здесь по документам.
“Психиатрическое отделение – это отделение, которое снимает острый психоз (так называемые “острые” больные). Хронические больные психиатрического профиля без острых симптомов имеют законного опекуна, в обязанности которого входит нести ответственность за него и уход. За это они получают от государства вознаграждение (зарплата и трудовой стаж). Помимо этого, они вступают в наследство после смерти этого человека. К слову, в случае перевода больного в интернат, опекунство не снимается. Я хочу, чтобы стало всем понятно – есть острые больные, а есть социально-незащищенные люди (лица с инвалидностью – ред.). В психиатрическом отделении мы обязаны лечить острых больных. Мы не можем по просьбе родственников и “благословению” некоторых наших врачей содержать здесь на постоянной основе хронических больных. Это неправильно”, – пояснил руководитель ДОБ Виталий Гайдуков.
Далее главврач сделал сенсационное заявление: на протяжении десятков лет в психбольнице Измаила, как в тюрьме, по “просьбе” родственников, за щедрое вознаграждение содержались недееспособные люди, которые по закону вполне могли жить в обычных жизненных условиях и не быть изолированными от общества. Хотя юридически отделение не является закрытого типа. По словам главврача ДОБ, среди “психзаключенных” здесь находились даже близкие родственники измаильских врачей, для которых проще было содержать родных в неволе, нежели оказать им нужный уход дома! Далее с этими злоупотреблениями со стороны начальства психбольницы будет разбираться прокуратура – руководство ДОБ уже направило по этому поводу соответствующее заявление о незаконном лишении свободы пациентов, открыто уголовное производство.
“Госпитализация больного в психиатрическое отделение возможна только в трех случаях: по решению суда, по вызову скорой помощи или по направлению районного или городского психиатра. Врач стационара не имеет право направлять себе больных для госпитализации. Согласно выводов областных специалистов, в психиатрическом отделении ДОБ имеют право пребывать лишь 7 человек (на 65 койках!). Зав отделения психиатрии выводы областной проверки не оспаривал”, – уточнил Гайдуков.
По его мнению, из закрытия психбольницы в Измаиле проблему делает исключительно персонал, который не хочет лишаться “хлебных” рабочих мест с солидными доплатами за работу, связанную с определенными рисками для жизни, и родственники-опекуны, которые не желают заморачиваться с недееспособными членами семьи.
Психотделение в Измаиле закрывается. Что дальше?
Виталий Гайдуков поделился с “БИ” планами о создании на базе неврологического отделения Дунайской облбольницы двух палат (10 койко-мест) для острых психбольных – мужской и женской, с отдельным входом. Туда будут помещать особо буйных, которых будут привозить по линии скорой помощи. Стоит отметить, что пациентов с острым алкогольным делирием (“белой гарячкой”) и наркозависимостью в измаильскую психбольницу до сих пор не имели права принимать, хотя делали это. Их должны лечить не в “дурдоме”, а в отделениях интенсивной терапии соматических больниц.
Остальных пациентов, которые находятся на сегодняшний день якобы на лечении в психотделении, должны будут либо забрать домой родственники, либо определить в специализированные интернаты.
Как сообщили в администрации ДОБ, пятеро “пациентов” измаильской психбольницы не имеют даже паспортов – юристы сейчас занимаются восстановлением их документов. Их, по закону, нельзя удерживать в неволе без их согласия. Их содержат сегодня в “дурдоме” не потому что они больные, а потому, что у них нет документов и им негде жить…
Психически больных людей, совершивших преступления, после объявления приговора этапируют в Днепр – в Днепровскую психиатрическую больницу со строгим наблюдением. То есть, преступников в измаильской психиатрии, согласно утверждениям начальства, нет. А где содержатся, или, актуальней будет спросить – где будут содержаться те, кто находится под следствием, или чьи результаты психологической экспертизы еще не готовы, или чье дело находится еще на стадии рассмотрения в суде? Вопрос…
Психически больных людей, с подтвержденной группой инвалидности, по собственному желанию или по заявлению опекунов (в зависимости от степени дееспособности), в последующем будут направлять в интернаты для психохроников. Лишенных дееспособности туда будут направлять принудительно.
…Казалось бы, те, кто принимали решение о закрытии психотделения в Измаиле, все расставили по своим местам, наметили последовательный план действий и продумали наперед любые варианты развития событий. Но мы не можем не вспомнить случаи, когда в Измаиле средних лет женщина, без паспорта и адекватно воспринимающей ее родни, длительное время ночевала возле Управления соцзащиты и никому до нее не было дела. Как на днях мужчина “ловил бабочек” на дереве в сквере возле мэрии и сам городской голова Андрей Абрамченко пытался его оттуда снять. Как полуобнаженный мужчина разгуливал возле возле Клушинского фонтана, а перед этим приставал к девочкам возле ДК Шевченко с просьбой сфотографировать его голый, извините, зад (популярная в соцсетях история). Эти все случаи произошли на глазах у всего города за короткий промежуток времени и при действующем психотделении. В свете всех этих событий, настороженные настроения местного населения в связи с грядущим закрытием измаильской психбольницы кажутся не такими уж и параноидальными.
Позаштатний кореспондент Бессарабії ІНФОРМ у місті Ізмаїл