Добровольческое движение и гуманитарные фонды могут стать драйвером обновления Украины
Ви можете обрати мову сайту: Українська | Русский (автоперевод)
Образованное во время войны в Украине массовое волонтерское движение необходимо трансформировать в реально работающий третий сектор. Лидерство в этом процессе должны взять на себя благотворительные и гуманитарные организации.
Начиная с 24 февраля, Украина столкнулась с беспрецедентно сложными вызовами. Эвакуация людей из-под обстрелов, организация гуманитарной помощи, приютов и укрытий для сотен тысяч человек. Организация для добровольцев терробороны средств защиты и помощи медикам, создание военных госпиталей. Защита людей, лишившихся жилья. Это лишь маленькая часть проблем. Способы их решения не были заранее продуманы, ведь никто на самом деле не верил в возможность этой войны.
Когда украинские города подверглись жестоким атакам, общественное движение – волонтеры и благотворительные фонды – перепрофилировались на гуманитарные организации, чтобы помогать людям. Для большинства населения сбор средств для помощи другим стал частью повседневной жизни.
Важно признать, что война в Украине стала катализатором беспрецедентного за последние пятьдесят лет развития благотворительной и волонтерской деятельности не только в нашей стране, но и во всей Европе. Благотворительные пожертвования достигли рекордного уровня, а движение волонтеров стало настоящей добровольческой армией.
Если вы обратитесь к истории войн 20 века, то увидите, что такой подъем общественного движения закономерен во времена таких массовых катастроф. Например, первая мировая война также повлекла за собой волну добровольческой деятельности и образование многих благотворительных организаций, которые помогали военнослужащим, их семьям, мирному населению. Вопрос о том, как Украина использует этот опыт в будущем.
По моему мнению, существующее волонтерское движение и благотворительные инициативы могут стать основой для формирования реального третьего сектора, который является важным участником гражданского общества в любой развитой стране. В Украине до войны существовали некоммерческие организации, однако многие были несколько искусственными – созданными или с целью “грантоедства”, или из-за политических интересов определенных финансово – промышленных групп. Действительно эффективно работающих организаций третьего сектора было не так много, а их влияние было меньше, чем у искусственных НКО.
В контексте текущей войны в истории Украины наступил переломный момент для формирования по-настоящему гражданского общества. Хочу напомнить, что когда в 2014 году наша страна впервые за время своей независимости столкнулась с военной агрессией со стороны России, также произошло восстановление волонтерского и гуманитарного сектора. Однако с переходом “горячей фазы” военной агрессии в долговременную, это движение испытало определенный спад. На мой взгляд, это было связано с тем, что в то время не было единого общественного центра, который смог бы сделать этот опыт локомотивом для увеличения социального капитала украинской нации. И эту ошибку нельзя повторить.
Добровольческие объединения, гуманитарные и благотворительные фонды выражают мнения и потребности миллионов украинцев, о которых невозможно просто взять и забыть, когда Украина победит, и война закончится. Но сами по себе многие волонтерские инициативы без поддержки не выживут. Лидером в процессе объединения волонтерского движения должно стать не государство, которое после войны должно решать неотложные вопросы восстановления критической инфраструктуры и экономики, а существующие благотворительные фонды. Некоммерческие организации, которые за предыдущие годы зарекомендовали себя в Украине, имеют сформированную организационную структуру и ресурсы.
Почему это так важно? Социальные выгоды от волонтерского движения и деятельности гуманитарных фондов значительно недооценены. Да, вы не можете измерить их в официальной статистике ВВП. Но существует также немало исследований, подтверждающих, что чем больше в стране развит данный общественный сектор, тем выше экономика благосостояния. Другими словами, экономический рост напрямую зависит от способности граждан кооперироваться и обмениваться знаниями. В странах, где люди готовы выходить за рамки внутрисемейных и дружеских связей, объединяясь с другими для общих целей, наблюдается более высокий уровень ВВП на душу населения.
Для Украины, которой необходимо будет восстанавливаться после войны, возможности добровольческого движения могут быть огромными. Именно поэтому так важно переосмыслить приобретенный опыт и сохранить тот потенциал помощи и поддержки, участниками которого мы являемся сегодня. Более того, для многих европейских стран именно третий сектор стал драйвером нового этапа демократизации, что также будет актуально для Украины.
Хочу напомнить, что после Второй мировой войны именно добровольческое движение помогло восстанавливать многие европейские страны, в частности, речь идет о Великобритании. Подобное значение может иметь и для Украины. Тем более что это, по сути, единственная общественная сила, которая находится вне интересов как политических, так и бизнеса. Понимает и выражает интересы и потребности людей, которые представляют собой украинскую нацию, против которой ведется война Россией.
Кроме того, в современном мире филантропия для многих стран стала одним из критериев, по которым общество оценивает правомочие политиков занимать государственные должности. Ведь их отношение к благотворительности и личным инициативам в этой сфере является показателем того, как такое публичное лицо будет реагировать в будущем на злободневные социальные проблемы в обществе. Это одна из причин, по которой лидеры волонтерского и благотворительного движения должны быть представлены в общественно-политической жизни страны после завершения войны.
На мой взгляд, уже сегодня необходимо создавать условия для того, чтобы заключить общественный договор между сектором благотворительных и гуманитарных организаций – с одной стороны, и Кабинетом министров – с другой, объединить их усилия для общего планирования и реализации качественных изменений в стране. Этому этапу должно предшествовать объединение усилий самих благотворительных и гуманитарных организаций. Наша ответственность – сделать так, чтобы третий сектор не является “слугой разных господ”, а стал наконец той основой гражданского общества, какой он и должен быть.
Опубликованный материал является мнением автора и может отличаться от мнения редакции.