Уничтожение и дерибан: как те, кто должен контролировать рыбный промысел, “крышуют” браконьеров в Одесской области
Ви можете обрати мову сайту: Українська | Русский (автоперевод)
Прямо посреди огромного Днестровского лимана в Одесской области, оказывается, есть ставок. И там можно ловить рыбу “вполне законно”. Оказалось, что так со всей украинской рыбой. И те, кто ее охраняют, и являются самыми большими браконьерами.
Об этом говорится в сюжете ТСН.Тиждень.
Этот водоем два года назад стал центром противостояния — судебного и физического. Дошло до перекрытия дорог.
Местный рыбак прячет лицо. Просит не называть имя и изменить голос.
“Боюсь, потому что завтра сожгут дом, у меня есть дети, утопят“, — объясняет мужчина.
Рыбак очень нервничает, но он единственный, кто решился рассказать, что происходит на Днестровском лимане.
“Я рыбачу уже лет 25, но такого еще не было никогда! Делает честно — не дают. Снимают ночью сети, снасти сами воруют. Он выходит на воду — видит, что кто-то деньги не дал, а рыбачит. Так бывало такое — и били, били так, что не дай Бог”, — вспоминает мужчина.
“Он” — это местный инспектор. По словам собеседника, самые большие браконьеры — это инспекция.
Один рыбинспектор в месяц с одной лодки на лимане имеет 20 тыс. гривен. А если лодок 10 — 200 тыс. Неплохая прибавка к зарплате, при окладе 5-7 тысяч.
И такие “схемы 90-х” — во всей Украине, говорит Юрий с позывным “Дозор”. Мужчина основал общественную организацию “Речной дозор”, которая ловит браконьеров на наших водоемах. Разогнаться есть где — десятки водохранилищ, более 20 тыс. рек, Азовское и Черное моря. Площадь водной глади у нас — самая большая в Европе. И бардака тоже больше.
Возвращаемся к Днестровскому лиману.
Аппетит местных рыболовов настолько разыгрался, что они два года назад фактически присвоили часть лимана, именно ту, где исторически больше рыбы. И буквально начали черпать ее тонами.
Все началось в 2018-м. Одно из частных предприятий решило создать вот посреди открытого лимана так называемое СТРХ — специальное товарное рыбное хозяйство. Но такие спецрежимы можно создавать только на закрытых водоемах.
Нашелся столичный научный институт, который нарисовал посреди воды отдельный ставок. Причем, пока бумаги ехали из Одессы в столицу, дельцы которые все это организовали, еще и на 600 тонн увеличили себе квоту на вылов карася. И разрешение на все это дали в Госрыбагенстве.
Режим позволяет владельцам ловить, чем хочешь и когда хочешь. Никаких ежегодных разрешений на вылов получать не нужно. Если на весь лиман разрешено работать четырьмя неводами, то они себе в режим вписали еще два.
Рыбаки восстали против черной дыры посреди лимана.
Напомним, рыбаки из четырех районов Бессарабии перекрыли трассу Одесса-Рени в селе Маяки, требуя прекратить поборы рыбоохраны и положить конец коррупции в Госрыбагенстве.
Их услышали. Министерство окружающей среды, которому тогда подчинялось Госрыбагенство, режим отменило. И наглые предприниматели подали в суд и две недели назад выиграли апелляцию. Мол, процедуру ликвидации нарушили, поскольку отменить десятилетний режим имела право Госрыбагенство, а не министерство.
Хуже всего — это то, что государственный орган, который должен контролировать вылов, и является крупнейшим браконьером страны.
Государство ежегодно устанавливает сколько рыбы и кто имеет право выловить. На самом деле, арифметика такова — поймал 5 тонн, в журнал записал 50 килограммов. На воде сейчас промышляют сотни лодок двойников, признается инспектор, проработавший в рыбоохраны более 10 лет.
Украина ежегодно официально вылавливает 70 тыс. тонн рыбы. А нелегально, по разным источникам, втрое больше. Государство ежегодно теряет миллионы, а вот армия чиновников, которые должны предотвратить это массовое воровства, наоборот набивает себе карманы.
Позаштатний кореспондент Бессарабії ІНФОРМ