Нефтяное падение: почему не падают цены на бензин
Ви можете обрати мову сайту: Українська | Русский (автоперевод)
Уже несколько недель подряд цены на нефть с каждым днем бьют все новые рекорды падения – только за июль стоимость барреля Brent опустилась почти на 12 долларов – с $60 до $48,63, а в понедельник, 24 августа и вовсе побила 6-летний рекорд, подешевев до $42,87.
Для одних стран такое нефтяное падение – это облегчение и “спасательный круг”, для других – шок и “удавка на шее”. Украина же пока следит за этим процессом со стороны наблюдателя – от снижения цен на черное золото нам пока “ни холодно, ни жарко”. Разве что в плане позлорадствовать, внимательно наблюдая, как обвал нефти хоронит российский рубль. Так и “бревно в глазу” кажется не таким уж и большим…
Итак, мировые цены на “черное золото” стабильно снижаются, а стоимость горючего на украинских заправках так же стабильно держится четвертый месяц подряд.
С начала 2014 года нефть потеряла в цене около 60% – снизилась со 106 до 42$/барр. При этом цена горючего на украинских заправках в гривневом эквиваленте за этот промежуток времени, наоборот, выросла ровно в 2 раза. Понятно, что тут главную роль сыграл девальвационный фактор – с начала прошлого года по состоянию на данный момент украинская валюта обесценилась почти в три раза.
Но характерно, что в долларах цена отечественного бензина для потребителей остается практически неизменной уже около двух лет: все это время 1 литр бензина А-95 колебался в диапазоне $1-$1,3, лишь иногда “проседая” ниже $1.
Главной причиной того, что цены на горючее в Украине не спешат снижаться, заключаются в большом проценте теневого рынка бензина, считает директор консалтингового центра “А-95” Сергей Куюн. Именно это и нивелирует реакцию на снижение цен на мировом рынке.
“Нельзя сказать, что украинский рынок совсем не реагирует на снижение цен на нефтепродукты. Ведь за последние два месяца цена на дизельное топливо упала более чем на две гривни и содержит потенциал для дальнейшего снижения – думаю, ещё где-то на гривну или чуть больше в ближайшей перспективе. Что касается бензина, то этот сегмент рынка действительно остается стабильным. И в этом главный сигнал бедствия. Проблема в том, что у нас бензин сильно подделывают – “теневой” рынок составляет около 35%”, – отметил Куюн.
В связи с этим, по словам эксперта, добросовестные участники рынка, которые торгуют настоящим топливом и, соответственно, держат более высокие цены, потеряли значительную часть рынка. В таких условиях растет наценка, поэтому эффект от снижения стоимости нефтяной составляющей в цене бензина не заметен.
“Если раньше компании продавали 10 тыс. л в сутки, то наценка была порядка 1,5-2 грн. Сегодня продают около 5-6 тыс. литров, но уже с наценкой 2,5, а может даже и 3 грн. Таким способом они компенсируют себе те потери, которые получили вследствие недобросовестной конкуренции. Соответственно, снижение цены происходит не так линейно, как в случае с рынком дизельного топлива, по которому процент подделок минимальный. В кустарных условиях дизельное топливо сделать сложнее, да и налоги на него меньше, поэтому заниматься нелегальными поставками дизтоплива менее выгодно. В данном сегменте рынка конкуренция более справедливая и более равная. Вот мы и видим, что цены на ДТ оперативно меняются вслед на снижением стоимости нефтепродуктов”, – объяснил Куюн.
По мнению директора спецпроектов научно-технического центра “Психея” Геннадия Рябцева, в Украине есть резерв для снижения цен на бензин, но реализовать этот потенциал не позволяет достаточно сложная ситуация с валютой.
“Стоит посмотреть на данные межбанковской биржи, чтоб убедиться – начиная с июня у нас наблюдаются колебания курса доллара с амплитудой порядка 1 гривни за доллар в неделю. А это означает, что те компании, которые покупают топливо, включают в конечную цену финансовые риски. По сути, мы платим за нестабильность финансовой системы. Если же у трейдеров появится гарантия, что гривна будет держаться на нынешнем уровне хотя бы в течение месяца, не будет этих валютных качелей на межбанковском рынке, то тогда и цены на бензин снизятся. Для этого есть все предпосылки, по меньшей мере, на 30 копеек”, – сказал Рябцев.
Вместе с тем, по словам эксперта, темпы удешевления нефти не настолько велики, чтоб сейчас можно было говорить о существенном снижении цен на топливо. Кроме того, на этот процесс влияет целый комплекс факторов.
“Цена на бензин не может быть привязана к чему-то одному, например, исключительно к ценам на нефть. Если бы удалось заморозить рынок, то есть полностью исключить действия всех остальных факторов, то да – топливо сейчас должно было бы дешеветь пропорциональному снижению цен на нефть. Но это невозможно”, – подытожил Рябцев.
Мы поинтересовались актуальными средними ценами одного литра бензина в других странах. Оказывается, стоимость украинского горючего ещё далеко не самая высокая в мире. В Европе, к примеру, она гораздо выше.
Причиной такого разброса цен является налоговая составляющая в заправочной цене бензина, объяснил Сергей Куюн.
“Надо понимать, что во всем мире цена бензина без налогов примерно одинакова. То есть, все покупают по одинаковой стоимости, а цена для потребителя уже зависит от налоговой нагрузки. В Европе, например, налоговая нагрузка достигает 75%-80%, и только 20% – нефтяная составляющая. Потому там и топливо стоит дороже. И даже снижение цены на нефть в два раза приведет к снижению бензина для европейцев всего лишь на 10%, у них динамика очень в этом отношении очень слабая”, – отметил Куюн.
В Украине налоговая нагрузка меньше, около 45%, и, соответственно, больше нефтяная составляющая – 50%. “Фактически, эти две составляющие у нас уже сравнялись. Так что максимум, о чем можно говорить, это о снижении заправочной цены топлива до 25%, но не в два раза. Налоги ведь остаются прежними. Но опять же таки, тут все зависит и от других факторов, в первую очередь от большого процента теневого рынка в этом сегменте”, – подчеркнул Куюн.
Вместе с тем эксперт обнадежил – хоть на данный момент падения цен пока не видно, но это произойдет уже в ближайшие дни: “Сейчас на рынок уже поступило достаточно топлива по более низким ценам, что уже скоро повлечет за собой некоторое снижение цен”.
По материалам: Обозреватель
Позаштатний кореспондент Бессарабії ІНФОРМ
Цены на заправках зависят от платежеспособного спроса и конкурентного окружения, а не от “нефтяного падения”.
У нас просто корупция везде
Сегодня на Украине кое-как работает только один, с натяжкой два НПЗ, это максимум 5-10 процентов рынка. Соответственно почти весь бензин на Украине импортный. Каждая новая власть и каждый новый барин, считает своим долгом не только торговать нефтепродуктами (это не плохо), но и убрать всех имеющихся конкурентов, монополизировав рынок (вот это очень плохо). Если не примут закон, что одна финансовая группа не может владеть, скажем, более чем 10 процентами рынка, с ценами на бензин ни чего не поменяется.
окей афтор сией статьи – я дам тебе ответ почему так
1) цена рынка – это одно… цена контракта на поставку нефтепродукта для завода совсем другая
2) цена от завода – уже идет под третим номером
3) цена заправочной станции – зависит от точки
и того.. цена за баррель допустим 40 – у ирана.. довести до руины.. совсем уже будет другая – чем по нефтепроводу купить за 60
писать конечно легче – чем думать
И не пытайся, думать – это не твоё. Читать – тоже. Пешы есчо.
Дима,тебе тоже думать вредно,особенно на экономические темы! Всё таки 5 школа берёт своё! Лучше пиши за майдан,там это звонче получается.
или за флаг 100 метровый)))
Нет железной руки,холодной головы и горячего сердца в этой стране,чтоб раз и навсегда навести тут порядок-выжечь всю нечисть каленым железом!Над нами просто,нагло издеваются-,набивают за наш счет карманы,а нам рассказывают всякую чушь.Пока гром не грянет-мужик не перекрестится!