Коррупция на смерти или “покращення” для онкобольных
Ви можете обрати мову сайту: Українська | Русский (автоперевод)
В Украине, из-за жадности чиновников и бесконтрольности работы медучреждений, украинцы вынуждены становиться контрабандистами, чтобы спасти жизнь родных. После химиотерапии у обессиленных пациентов единственный выход – перевозить нерастаможенные, однако значительно более дешевые таблетки через границу, пишет Politica-Ua.
Сегодня, невзирая на то, что мы живем в цивилизованном мире, где врачи уже давно умеют оказывать качественную медицинскую помощь, а чиновники – якобы, способствовать развитию сферы медобслуживания, украинцы все равно остаются «за бортом» всех преобразований. Все потому, что в отечественной медицине, которая и так длительное время нуждалась в «неотложной скорой помощи», за эти преобразования взялись люди, явно не ставившие перед собой цели ее преобразовать.
На сегодняшний день, говоря о коррупции и медицине, наиболее справедливо будет упомянуть двух ключевых личностей, которые добиваются этих самых «преобразований» в данной сфере. Это, безусловно, первая замглавы Администрации Президента Ирина Акимова (именно она, как известно, стала куратором скандальной медицинской реформы, которая убила двух зайцев одним выстрелом: в шоке и ступоре пребывают все – и врачи, и пациенты), и министр здравоохранения Раиса Богатырева.
Любительницы роскоши просто дополняют друг друга – первая собственноручно посеяла «зло» в отрасли, другая – в поте лица трудится над тем, чтобы все внимание от проблем пациентов и врачей было отвлечено на коррумпированность Минздрава.
Для понимания всей запущенности ситуации, отметим грустный, но официально подтвержденный статистикой факт: в стране уверенно растут показатели смертности. И этому, как оказалось, способствуют не только чиновничье невежество и глупость. Но и ранее неоднократно упомянутая нами совершенно сумасшедшая жажда к наживе.
Напомним, реформа стартовала в начале 2012 г. Но фактически первые шаги были совершены в июле 2011 г., когда парламент принял два соответствующих ключевых закона. Испробовать затеянное решили, разумеется, вначале в Киеве, а заодно и в Днепропетровской, Донецкой и Винницкой областях. Стоит отметить, что изначально реформа вызвала немало отрицательных откликов, как среди медиков, так и среди, собственно, пациентов. Сфера медобслуживания, и без того не отличавшаяся сверхлояльными условиями для пациентов, погрузла в коррупции еще прочнее, чем раньше. Следует отметить, что изначально любая реформа предполагает выделение денег и финансирование, собственно, этой реформы.
В случае же с украинской медреформой изначально было заявлено, что дополнительные вливания из бюджетов не нужны, всё будет проведено за счет привлечения внутренних ресурсов. Из-за этого с первых же шагов реформы возникли и стали накапливаться противоречия. Цели заявлены благие, а результаты – чудовищны. В Днепропетровской области, например, построили сразу два современнейших перинатальных центра, а смертность детей до года жизни и их мам растет. Ибо параллельно уничтожена, по сути, сеть роддомов и родильных отделений в радиусе 100 километров от этих центров. Беременные не успевают вкусить результаты реформы и заботы о себе, поскольку не доезжают до «очагов медицинской цивилизации».
В целом, реформаторы создали сразу три черные дыры в медицинской отрасли, которые являются для обычных людей дверьми на тот свет: бездумное сокращение больниц, бездумное уничтожение педиатрии и бездумное возвращение к медицинской практике начала прошлого века, то есть, институт «семейных врачей». Так, сегодня в Украине до сих пор нет ни одного выпускника вуза по специальности «семейный врач» – они еще только учатся. К тому же, весь годовой заказ МОН составил всего 7 тысяч выпускников. И это при том, что дефицит «семейников» только в четырех пилотных регионах реформы сегодня составляет более 8,5 тысяч, пишет fraza.ua.
Каким может быть выход из этой ситуации? Действующих докторов разного профиля, включая пенсионеров, насильно заставляют переучиваться на семейных врачей на шестимесячных (!) курсах. Хотя несложно представить себе, что переучить хирурга на педиатра в условиях дефицита «семейных врачей» – затея совершенно абсурдная.
Что интересно, реформа в пилотных областях, как было заявлено изначально чиновниками, должна была проводиться именно для того, чтобы посмотреть на практике, какие результаты она дает. А дальше уже – думать, есть ли смысл что-либо менять и делать это таким образом.
Тем не менее, в ходе состоявшихся в ВР в июне этого года парламентских слушаний стало абсолютно ясно, что эксперимент принимает глобальные масштабы, и, невзирая на совершенно очевидные негативные результаты такого «реформирования», никто и не думает тормозить процесс «умерщвления» отрасли. Так, не расширяя формально базу медреформы, Минздрав продолжает распространять её результаты на всю страну с помощью ведомственных приказов.
Например, уже внедрены новые параметры обеспечения помощи роженицам, идет сокращение и закрытие родильных отделений и роддомов по примеру экспериментальных регионов… Впрочем, как ни грустно, даже это – не самые страшные последствия деятельности ненасытных чиновников. Мы уже неоднократно писали о том, как Минздрав наживается на тендерных закупках медикаментов, закрывая глаза на правоохранительные органы и, собственно, на больных украинцев, нуждающихся в лекарствах, которые они банально недополучают.
Хотя должны получать, притом в ряде случаев – бесплатно. Как выяснили журналисты программы «Гроші», в украинских аптеках продаются, к примеру, лекарства, которые были закуплены на тендерах для онкобольных. Их списывают врачи киевского онкоцентра для перепродажи… То, что одно из приобретенных журналистами лекарство оказалось тендерным, подтвердил бывший официальный дилер европейской фармкомпании поставщика лекарств. Кроме того, производитель препарата также сообщил, что лекарства из этой серии были тендерными. При этом в Минздраве совершенно спокойно, даже не думая разбираться в ситуации (!), заверяют, что этими лекарствами за бюджетные деньги (!) обеспечили все больницы… В то же время в ведомстве с таким же спокойствием не исключают, что купленная журналистами упаковка попала в аптеку именно из киевского онкологического центра.
Журналисты даже проверили чек, который выдавался с онколекарствами. Примечательно, что в чеке не было указано конкретное название препарата, что изначально противозаконно, а лишь указана группа, к которой он принадлежит. К тому же группа лекарств, купленных журналистами, не совпадала с группой, которая была указана в чеке. В частности, препарат относится к онкологической группе, а в соответствии с чеком – к неврологической. По большому счету, по такому чеку не удастся даже доказать, в какой именно аптеке куплены лекарства. В Государственной службе контроля лекарственных средств чеки из аптек, которые продают тендерные лекарства, именуют грубым нарушением. Однако чиновники считают, что если больному продадут тендерные лекарства, то это полбеды. Беда, если люди будут «гробить» свое здоровье некачественными медикаментами. В Министерстве здравоохранения о перепродаже государственных лекарств и о том, что они не выдаются больным, знают, и скрывать это даже не думают – по документам у них «все в порядке». «Министерство закупило данные препараты и распределило их в облздравы.
Но для того, чтобы исключить факт перепродаж данных препаратов, Министерство издало приказ, что руководители медучреждений должны наносить на полученные препараты соответствующие обозначения «Закуплено за бюджетные средства», – заявила журналистам «Грошей» начальник управления государственных закупок Минздрава Галина Довганчин. Что ж, грустно, но все мы знаем, как подобные приказы «выполняются» в самом Минздраве. Что уже говорить о подконтрольных ему госмедучреждениях.
Как бы там ни было – результаты сложившейся ситуации более чем печальны: в Украине, из-за жадности чиновников и бесконтрольности работы медучреждений, украинцы вынуждены становиться контрабандистами, чтобы спасти жизнь родных. После химиотерапии у обессиленных пациентов единственный выход – перевозить нерастаможенные, однако значительно более дешевые таблетки через границу. Так Минздрав, несмотря на заявления о том, что все необходимые препараты закуплены в нужном объеме, судя по всему, не совсем в ответе за свои слова.
Врачи, в свою очередь, также являются заложниками этой коррумпированной системы. С одной стороны, они нарушают закон, если выписывают качественные незарегистрированные лекарства, с другой – они спасают жизни, пока чиновники заняты «дерибаном» бюджетных средств. И это притом, что Украина является одним из лидеров среди стран Европы по количеству онкозаболеваний. Ежедневно детям ставят страшный диагноз, каждый час в Украине умирает 10 человек от рака…
Позаштатний кореспондент Бессарабії ІНФОРМ
нечего добавить,,,,,,
не для окнобольных а онко, исправте
что не реформа, так очередное “покращення”, они там о людях думают хоть иногда?
На жаль, в статті змішали кілька ключових питань і проблем:
– реформа
– онкохворі і препарати
Це окремі питання, які не є повністю пов”язані.
На жаль, проблема тендерних закупівель МОЗ є давно дуже великою і ключовою. Препарати закуповуються по завищених цінах і часом не потрапляють до пацієнтів. Це питання є особливо болючим для онкохворих.
Якщо говорити про реформу, то в статті багато неточностей:
– сімейних лікарів почали навчати в Україні ще в кінці 90х років. Тому на сьогодні вже не одна тисяча лікарів закінчили медичні заклади за цим фахом.
– щодо повернення практики минулого сторіччя – надання допомоги сімейними лікарями – от дивина: в розвинутих країнах світу чомусь як раз сімейні лікарі надають 60-70% медичної допомоги. Вони, виходить, досі використовують підходи надання допомоги початку минулого століття?
– пологові будинки – в м.Дніпропетровськ є ще кілька пологових будинків на додаток до перинатального центру. Тому твердження про 100 км не відповідає дійності. Закривали пологові будинки (не всі), де було мало пологів на рік (напр.50) і немає цілодобового чергування анастезіолога.
Реформа пов’язана з рядом проблем, про які варто говорити. Але потрібно це робити виважено і коректно.
Більше про реформу тут: https://www.facebook.com/HealthReformUkraine