Захватывающие съемки: жизнь бессарабских рыбаков глазами команды проекта “Ukraїner”
Ви можете обрати мову сайту: Українська | Русский (автоперевод)
Команда известного проекта “Ukraїner” побывала в украинской Дельте Дуная и показала жизнь вилковских рыбаков и рыбалку на лимане Шаганы.
Ukraїner — известный медиа-проект, рассказывающий увлекательные истории о самых отдаленных уголках Украины, людях, искусстве и еде. Его цель – понять и сформулировать, кто мы есть, основываясь на детальных исследованиях. Отправляясь в экспедиции по Украине, они открывают всему миру и самим украинцам уникальные места и знакомят с удивительными людьми.
В “украинской Венеции” – Вилково – проект раскрыл тему рыболовства в Дельте Дуная на примере Анатолия Губина – местного рыбака, который всю жизнь провел в Вилково. Здесь жили его деды и прадеды, весь его род. Деды и отец Анатолия были рыбаками. Вспоминает, что впервые сел в рыбацкую лодку, когда ему еще и десяти лет не было.
С 1980-го Анатолий работал в рыболовецком колхозе в Вилково, потом за паи взял часть помещения колхоза, где устроил временное жилье и куда приезжает в сезон рыбалки. Он не видит себя в другой профессии, хотя перепробовал их уже немало:
“Я и токарем работал, и поваром работал. Я кирпич клал, и крыши перекрывал, я все умею. Понемногу, но умею все. А рыбалка – это моя основная работа, мне она нравится”.
В домике рыбака Анатолий проводит почти все время, к своему же дому в Вилково ездит примерно два раза в месяц. Здесь вместе с ним живет и жена. Рыбалку, говорит мужчина, надо любить.
В Вилково рыбу ловят преимущественно с помощью сетей. В советское время сети изготавливали из толстой капроновой нити, а теперь, говорят рыбаки, чем тоньше сетка – тем лучше туда заходит рыба. Промысел сильно зависит от погодных условий. Сети ставят преимущественно в прохладную погоду, потому что когда температура воздуха и воды повышается, то рыба попадая в сетку и запутываясь в ней, может погибнуть от перегрева.
Самый прибыльный рыболовный сезон для вилковчан – весна, когда в Дунае появляется сельдь. Его ждут весь год, чтобы заработать денег. Сезонный селедочный промысел – основной заработок для бессарабских рыбаков. Здесь привычной является фраза: «Займи мне денег, я в «сельдь» отработаю». Впрочем, рыбалка – это как сбор урожая, который зависит от ряда факторов, и каждый раз точно предсказать, каким будет улов, невозможно.
О рыбалке на лимане Шаганы, который также является частью дельты Дуная (вместе с группой других лиманов входит в состав НПП «Тузловские лиманы»), участникам экспедиции рассказал Роман Чебан – рыбак их села Приморского (бывшее название села – Шаганы). Он занимается рыбалкой уже примерно десять лет. Он родился и вырос в этой местности. Как и большинство рыбаков, пристал к этому делу еще в юности. Говорит, что решение было довольно спонтанным. Решил осенью, а уже весной вышел в Черное море ловить калкана. Тогда Роману было 18 лет. С тех пор он рыбалку не оставляет.
Сейчас Роман с напарниками имеет две лодки и выходит в море ловить рапаны сетками, но в основном работают со ставниками. Такой вид рыбалки распространен в прибрежных районах. Мужчина говорит, что когда-то ставников ставили гораздо больше: по 15-20 на район, теперь – только по одному-два. Таким образом здесь чаще всего ловят мелкую рыбу: тюльку, хамсу, ставриду, барабулю, сарган, бычок.
Роман радуется, что рыбачит именно здесь, на территории «Тузловских лиманов». Говорит, что основное требование представителей национального парка – чтобы все было законно. Почти каждое утро сюда приезжают инспекторы: они проверяют улов и следят за тем, чтобы не было рыбы, которую ловить запрещено.
Ранее на территории парка функционировал канал, который обеспечивал водообмен между Черным морем и лиманами. Его незаконно перекрыли для вылова кефали и других ценных видов рыбы. Желание незаконно обогатиться может угрожать целым экосистемам и видам животных, предостерегает Роман:
“Для нас самое важное сейчас – открыть канал. Осенью однозначно будем это делать, чтобы сюда начала подходить рыба. Потому что лиманы очень сильно пересыхают. Тузловские лиманы сейчас сильно обмелели. Уровень воды настолько мал, что нет рыбы, с этим нужно что-то делать”.
Ежегодно работники парка вместе с волонтерами расчищают прорву, закрытую браконьерами. Благодаря неравнодушным экосистема восстанавливается и у лиманов появляется второй шанс на жизнь.
Позаштатний кореспондент Бессарабії ІНФОРМ у місті Ізмаїл