Почти как в Орловке: уникальные традиции празднования Рождества в румынской коммуне Лункавица

«БессарабияINFORM» рассказывала об уникальном самобытном языческом обряде во время празднования Рождества по григорианскому календарю (25 декабря) в селе Орловка Ренийского района. Такого обычая вы нигде в Украине больше не увидите. Похожий рождественский ритуал проводится только в коммуне Лункавица, в Румынии. Эти два села разделяет Дунай и граница двух государств, но совместное историческое прошлое навсегда останется в  народных традициях, обрядах, костюмах, колядках, масках…

Главные персонажи обрядов в Лункавице и Орловке, которые остались неизменными на протяжении многих веков, даже называются почти одинаково — Мошоаеле и Моший. Похожи и костюмы главных героев. Их основной элемент — устрашающие маски, которыми они прикрывают лица.

В Лункавице этот обычай является своего рода брендом не только коммуны, но и всего уезда Тулча. Уникальное рождественское празднование удостоено большого количества премий и наград, его в виде представления показывают на различных культурных и этнофестивалях.

Мошоаеле одевают костюмы из шкур животных, лица прикрывают страшными масками, на голову цепляют высокие рога (оленьи или бараньи), а на пояс вешают ботало или колокольчики. В отличие от Орловки, где Мошул одевает на голову страшную маску из кроличьих и козьих шкур, кожаных ремешков, конских волос и ленточек, устрашающие маски в румынском селе изготавливают из высушенных декоративных тыкв-кубышек. Хвост растения служит уродливым носом. Традиция говорит о том, что Мошоаеле — это добрые духи, которые изгоняют из села нечистую силу, чтобы она не смогла проникнуть в наступающий новый год.

Вечером накануне Рождества 24 декабря в центре села Лункавица Мошоаеле, в сопровождении молодых людей в национальных костюмах, выходят на парад. Они прыгают, звеня колокольчиками на поясе, что похоже на ритуальные танцы, а в конце поднимаются на сцену и колядуют. Тексты колядок свято сохранены в их архаичной форме и остаются неизменными на протяжении сотен лет. Посмотреть на это завораживающее действо в Лункавицу съезжаются тысячи людей – жители окрестных сел и туристы.

Затем Мошоаеле делятся на группы (в каждой по 20-30 ряженых молодых людей), шумно ходят по селу и заходят в каждый двор, чтобы сообщить людям благую весть о Рождении Христа.

Последний выход Мошоаелор на публику происходит на Крещение, что символизирует окончание зимних праздников.

Отметим, что в начале ХХ века в румынском регионе Добруджа существовало порядка 18 населенных пунктов, где на Рождество проводили обряд «Мошоаеле». Коммуна Лункавица — единственная, где эта традиция сохранилась до наших дней.


Почти как в Орловке: уникальные традиции празднования Рождества в румынской коммуне Лункавица

Почти как в Орловке: уникальные традиции празднования Рождества в румынской коммуне Лункавица

Почти как в Орловке: уникальные традиции празднования Рождества в румынской коммуне Лункавица

Почти как в Орловке: уникальные традиции празднования Рождества в румынской коммуне Лункавица

Почти как в Орловке: уникальные традиции празднования Рождества в румынской коммуне Лункавица

Почти как в Орловке: уникальные традиции празднования Рождества в румынской коммуне Лункавица

Почти как в Орловке: уникальные традиции празднования Рождества в румынской коммуне Лункавица

Почти как в Орловке: уникальные традиции празднования Рождества в румынской коммуне Лункавица

Почти как в Орловке: уникальные традиции празднования Рождества в румынской коммуне Лункавица

Почти как в Орловке: уникальные традиции празднования Рождества в румынской коммуне Лункавица

Почти как в Орловке: уникальные традиции празднования Рождества в румынской коммуне Лункавица

Почти как в Орловке: уникальные традиции празднования Рождества в румынской коммуне Лункавица

Подпишитесь на наш канал в TELEGRAM

Друзья! Подписывайтесь на наш канал в Telegram и будьте всегда в курсе самых последних новостей. Клац и новости прилетают прямо к Вам в карман!