В Рени собираются заставить молдавский порт Джурджулешты платить за аренду незаконно переданной земли
Ви можете обрати мову сайту: Українська | Русский (автоперевод)
Ренийский городской голова Игорь Плехов намерен сделать беспрецедентный шаг: заставить дунайский порт Джурджулешты (Молдова) платить Ренийской громаде за аренду земли. Об этом мэр общины рассказал спецкорру izmail.es в Рени, как передает информагентство “БессарабияINFORM”.
«На каком основании они находятся на нашей земле?»
Игорь Плехов убеждён в том, что в своё время украинская территория для строительства порта была передана соседнему государству незаконно. Раньше эта территория была частью Ренийского района, а сейчас, по мнению городского головы, порт Джурджулешты с правовой точки зрения занимает землю Ренийской громады. И на сегодняшний день нет никаких документальных подтверждений того, что местные органы власти своими решениями легализовали передачу этого земельного участка Молдове.
«Я сейчас усердно работаю с одесскими юристами, чтобы точно определить и закрепить границы нашей громады. Но уже и так понятно, что границы Ренийской ОТГ доходят до устья реки Прут, то есть до государственной границы с Молдовой. Нет никаких законных оснований для передачи ренийской земли Молдове. Я общался на эту тему с пограничниками и другими ведомствами. Да, официально они не готовы со мной согласиться, но неофициально поддерживают мою постановку вопроса. Во всяком случае, в нормативных документах бывшего Ренийского района нигде не записано, что местные власти отказались от участка дунайского берега в пользу соседней республики. Следовательно, та земля, на которой сегодня расположен порт Джурджулешты, должна считаться территорией Ренийской громады. И я буду добиваться, чтобы молдавский порт платил нам за аренду этой земли. Раз уж в Украине состоялась децентрализация власти, и раз уж громады получили больше полномочий и прав, то почему наша община не может этим воспользоваться? Как бы то ни было, моё дело – поднять вопрос на уровне украинской центральной власти и заставить руководство Джурджулештского порта доказывать, на каком основании они находятся на ренийской земле. Разумеется, молдавский порт никуда не исчезнет. Но если так случилось, что он построен на территории Украины, то пусть хотя бы платит за аренду земли.
Я намерен направить обращения по этому поводу Президенту Украины, в СБУ и НАБУ. Пусть разбираются, насколько законно украинская территория в районе Джурджулешт была передана Молдове. В любом случае очевидно, что это было сделано с грубейшим нарушением Конституции Украины, которая предусматривает, что всякое изменение территории Украины может состояться только по итогам всенародного референдума. Как известно, референдума не было. Соответственно, по Конституции, земля под портом Джурджулешты – это территория Украины. Таким образом, межправительственные, пограничные и прочие соглашения на сей счёт должны быть признаны незаконными. Я прекрасно понимаю, что моя инициатива может вызвать очень громкий резонанс и даже международный скандал. Но для меня важнее интересы громады», – заявил Игорь Плехов.
Украине надо брать пример с Молдовы и руководствоваться логикой Паланки
Ренийский городской голова привёл пример того, как Молдова в конечном итоге отстояла свои интересы в территориальном споре с Украиной относительно обмена участка берега Дуная у села Джурджулешты на отрезок автотрассы у села Паланка. Известно, что в 1999 году Молдова взяла на себя обязательство передать Украине вышеупомянутый отрезок дороги, а также часть своей береговой линии Днестра в обмен на право построить порт Джурджулешты на Дунае. Такое право соседняя республика получила, однако отказалась выполнять свой пункт соглашения в полной мере. Молдавская сторона обосновала свою позицию тем, что законодательство Молдовы не позволяет передавать национальные земли другим государствам.
Этот конфликт между Молдовой и Украиной официально завершился лишь в ноябре 2012 года. Молдова передала Украине участок автотрассы у села Паланка, но сохранила за собой землю под дорогой. Теперь данный отрезок дороги считается не более чем собственностью Украины на территории Молдовы. Таким образом, соседнее государство дважды одержало дипломатическую победу над нашей страной: Молдова удержала и территорию порта Джурджулешты, и землю в районе Паланки.
Игорь Плехов убеждён, что украинской стороне необходимо руководствоваться аналогичной логикой: не признавать передачу участка территории Украины в районе села Джурджулешты, а считать молдавский порт лишь собственностью Молдовы на территории Украины. Такой принцип вполне позволяет Ренийскому горсовету добиваться, чтобы этот порт платил громаде за аренду земли.
Кстати, Игорь Плехов уже сообщил о своих намерениях губернатору Одесской области Сергею Гриневецкому. Официальной реакции со стороны главы облгосадминистрации ещё не было, однако нет сомнений в том, что ситуация будет развиваться. Как говорится, всему своё время…
«Мне абсолютно всё равно, какой будет реакция на мою инициативу. Даже если реакция будет очень жёсткой. Мне даже всё равно, буду я дальше мэром или нет. Кто-то должен всё это делать. Сейчас мы работаем в архиве с целью выяснить, принимал ли Ренийский районный совет какие-либо решения, которые легализовали на местном уровне передачу нашей земли Молдове. И если даже найдутся такие документы, то их всё равно нельзя считать законными. К тому же, вопрос касается не только украинской территории, переданной соседнему государству, но и спасения Ренийского порта. Но о каком спасении нашего порта можно говорить, если у нас в тылу развивается молдавский порт? Надо будет – поеду в Киев и буду сидеть под Верховной Радой или под Кабмином с плакатом», – добавил городской голова Ренийской общины.
И пусть шило вылезет из мешка!
Мы не будем сейчас подробно излагать историю передачи украинской земли для строительства молдавского порта Джурджулешты: об этом уже столько писано-переписано, что нет смысла лишний раз повторяться. Если и нужно о чём-то настойчиво напоминать, так это о том, что соглашение об обмене территориями между Украиной и Молдовой с самого начала было очень мутной сделкой. И её обстоятельства остаются неясными и подозрительными по сей день.
Начнём с того, что украинская сторона решила уступить соседней республике участок дунайского берега в районе устья реки Прут в 1997 году. Именно этот год фигурирует в большинстве информационных источников на данную тему. Однако достоверно известно, что Молдова начала подготовку к строительству нефтетерминала на Дунае ещё в 1996 году, то есть до согласия со стороны Украины. Выходит, молдаване заранее знали о том, что они получат эту землю? А ведь ни одно нормальное государство просто так не разбрасывается подобной информацией. Следовательно, украинские чиновники, которые владели ситуацией, либо допустили непростительную утечку информации государственной важности, либо сознательно начали продавать национальные интересы своей страны.
Если верить Википедии, то 4 августа 1998 года премьер-министр Молдовы Ион Чубук и премьер-министр Украины Валерий Пустовойтенко подписали соглашение о передаче в собственность Украины участка автодороги Одесса-Рени и земли около молдавского села Паланка. В обмен Молдова получила 400-метровый украинский отрезок берега Дуная в районе молдавского села Джурджулешты с правом строить здесь порт. Это соглашение было зафиксировано в рамках Дополнительного протокола к Договору между Украиной и Молдовой о государственной границе от 18 августа 1999 года. Таким образом, стороны узаконили взаимные территориальные уступки.
Но даже после этого странности не закончились. К примеру, бросается в глаза тот факт, что в разных источниках указана разная протяжённость дунайского побережья, которое Украина передала Молдове. В одних источниках указана цифра «400 метров», в других – «430», «450» или «460 метров», в третьих – «480 метров». Возникает простой вопрос: как такое может быть? В данном случае каждый метр берега Дуная – буквально на вес золота, и разница в 80 метров слишком велика, чтобы считаться мелочью. К тому же, в вышеупомянутом межгосударственном договоре о границе от 1999 года наверняка указана точная площадь земельного участка, переданного Молдове. Откуда же взялась такая разница? И каким источникам можно верить? Или пограничный столб в устье Прута просто немножко передвинули? Если так, то в чью сторону? Вопрос, как и другие загадки из той же «оперы», повисает в воздухе…
Впрочем, сегодня для нашей страны уже не столь важно, 400 или 480 метров дунайского берега позволили Молдове стать морской державой с «лёгкой» и щедрой руки Украины. Важно другое – понять, наконец, почему очевидное и абсолютно вопиющее предательство национальных интересов Украины, состоявшееся 24 года назад, до сих пор не получило ни должного общественного резонанса, ни адекватной правовой и политической оценки.
Сравнительно недавно, в июле 2019 года, автор этих строк в очередной раз поднимал данную тему. Пользуясь информационным поводом, хочу вернуться к этой публикации и привести из неё одну цитату:
«Все здравомыслящие и идеологически независимые люди, хоть раз изучавшие джурджулештскую территориальную историю, уверены: передача куска украинской земли Молдове для строительства нефтетерминала была абсолютно неконституционной. Более того, этот шаг тогдашнего руководства Украины можно считать грубейшим нарушением территориальной целостности нашей страны, а это – преступление национального масштаба. Но самое удивительное и непостижимое заключается в том, что оно так и осталось фактически незамеченным. В Украине на это циничное предательство национальных интересов НИКТО не обратил внимания! Повторяю: НИКТО, кроме отдельных журналистов! Ни государственные органы, ни правоохранительные структуры, ни общественные организации, ни ура-патриоты, ни политические партии, ни радикальные националисты, которые по поводу и без повода так любят вопить на всю страну: «Зрада!». Первую, по-настоящему огромную «зраду» они почему-то не увидели в упор. Я не помню НИ ОДНОЙ акции протеста украинских активистов или политиков на границе с Молдовой в районе порта Джурджулешты. Не помню ни одного общенационального призыва с требованием пересмотреть договор с молдаванами и вернуть Украине её территорию».
В этом смысле инициатива Игоря Плехова может стать реальным прецедентом «воскрешения» доселе «дохлого» джурджулештского вопроса. Конечно, на сегодняшний день трудно предугадать, к чему это приведёт. Скорее всего, сильные мира сего постараются быстро поставить ренийского мэра на место и заткнуть ему рот. И вряд ли кто-то из руководства Украины захочет начать процедуру пересмотра украино-молдавского договора о государственной границе. Но если благодаря общественному резонансу украинская власть окажется «накануне грандиозного шухера», то это уже – плюс. По крайней мере, шило вылезет из мешка, где его старательно прятали более двух десятилетий.
С чего-то надо начинать.
Позаштатний кореспондент Бессарабії ІНФОРМ у місті Ізмаїл