В Европе уничтожают миллионы норок с коронавирусом. Что происходит на фермах в Украине и подорожают ли шубы?

0 коментарів 33993 переглядів

Ви можете обрати мову сайту: Українська | Русский (автоперевод)


Когда в конце декабря 2019 года в малоизвестной китайской провинции вспыхнула эпидемия коронавируса, никто и не подозревал, что за три месяца вирус достанется до Украины, а еще через девять месяцев количество случаев заражения приблизится к 500 тыс. человек.


Как пишет “Экономическая правда”, в начале лета на нескольких фермах в ЕС и США обнаружили, что норки тоже болеют коронавирусом и этот вирус от животных передается людям.

После того, как в Испании коронавирусом заразились семь работников фермы, эпидемиологи протестовали норок. Результаты исследования показали, что 87% животных заражены вирусом. Чтобы предотвратить дальнейшее распространение недуга, власти Испании решили уничтожить почти 93 тыс норок.

В начале ноября министр здравоохранения Дании, которая является крупнейшим в мире производителем норковых шкурок (доля рынка 25% или 730 млн долл.), заявил: почти 400 датчан в регионе, где много норковых ферм, были заражены штаммом вируса, который происходит от норок.

Более того, этот вирус обладает мутациями, которые ослабляют способность к выработке антител в организме человека. Поэтому правительство Дании решило уничтожить 17 млн ​​норок на более тысячи ферм по всей стране.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), коронавирус обнаружен у норок в Нидерландах, Швеции, Италии и США.

В Украине на фермах выращивают около 1,1 млн. норок. В профильной ассоциации заявляют, что фермеры соблюдают все карантинные меры и пока ни одного случая заболевания среди работников не зафиксировано.

Меховой бизнес в Украине

В 2019 году в Украине было зарегистрировано 37 норковых ферм, из которых работало менее десятка. Доля украинской пушной продукции на мировом рынке составляет 1%.

На шести фермах, объединяемых Ассоциацией звероводов Украины, выращивают 1,1 млн животных, что составляет около 95% украинского рынка. Вся продукция идет на экспорт.

Еще несколько ферм выращивают животных только для внутреннего рынка. Ежегодный прирост количества норок на фермах составляет в среднем 20%.

“Предприятия, работающие в отрасли, – новые современные фермы, построенные шесть-семь лет назад. В строительство инвестировано около 310 млн долл. Это очень высокодоходная отрасль сельского хозяйства”.

Инвестиции в 1 га составляют около 500 тыс. евро, доходность с гектара – 250-300 тыс. евро, тогда как в других отраслях сельского хозяйства – 0,7-3,5 тыс. евро”, – рассказал ЭП президент Ассоциации звероводов Украины Владимир Федина.

Как отмечают в ассоциации, украинские фермы прошли стандартизацию и имеют сертификаты благосостояния норок WelFur. Без этого сертификата нереально реализовывать продукцию на внешних рынках.

По словам Федины, ежегодно отрасль приносит около 70 млн долл. валютной выручки, а с 1 га владельцы ферм платят около 185 тыс. грн налогов и сборов. За год представители отрасли направляют в бюджет около 30 млн. грн.

Благодаря более дешевой рабочей силе средняя себестоимость выращивания норок в Украине составляет 20 дол. В Польше – 30 дол., в Дании – 30-40 дол.

Два года назад датские инвесторы планировали построить несколько норковых ферм в Украине. Они готовы были вложить 500 млн долларов. Это могло увеличить объем рынка в Украине в пять раз, ведь в то время сумма инвестиций в отрасль составила 106 млн. дол.

Датчане хотели построить несколько современных ферм, комбикормовый завод, который бы обслуживал эти фермы, и завод по первичной обработке меха. Каждая ферма должна занимать около 25 га.

Коронавирус и норки

В ассоциации сообщили, что на украинских норковых фермах не было случаев заражения работников коронавирусом. Норок на вирус не тестировали.

“В мире нет утвержденных тест-систем для тестирования этого типа заболевания у животных. Научное сообщество изучает вопрос о целесообразности разработки таких систем и обдумывает, какие меры следует принимать в случае подтверждения”, – рассказала ЭП заместитель председателя Госпродпотребслужбы Ольга Шевченко.

“Если у кого-то из работников были подозрения или какие-нибудь симптомы, то мы проводили оперативные тестирования и получили отрицательные результаты. Поэтому мы утверждаем, что случаев заболевания нет”, – уточняет Федина.

Он объясняет, что на норковых фермах очень строгий карантинный режим, который был еще до пандемии.

“Весь транспорт, который заезжает на территорию фермы, проходит дезинфекцию. Работники, имеющие контакт с животными, раздеваются в одной раздевалке, оставляют там свою одежду, проходят через душ и в другой раздевалке их ждет выстиранная рабочая одежда, в которой они работают только на территории фермы. В конце смены рабочая одежда отдается на стирку, а работники проходят через душ и только тогда одевают свою одежду”, – рассказывает Федина.

С начала эпидемии работники ферм начали централизованно возить на работу и домой, чтобы минимизировать посторонние контакты.

В общей сложности на норковых фермах в Украине работает около 1,5 тыс человек.

Из-за массового ушиба норок в Дании, которая является крупнейшим производителем норковых шкур в мире, цена на внешних рынках уже подскочила на 15-20%.

“Правительство Дании приняло контроверсионное решение – ликвидировать целую отрасль, хотя контролирующая ситуацию ВОЗ еще не дала окончательных выводов”, – говорит Федина.

Он уточняет, что речь идет о закрытии норковых ферм в Дании. По его мнению, после завершения пандемии их деятельность в стране будет возобновлена.

“То, что мы столкнулись с проблемой мутаций, естественно. Такие мутации могут произойти на любой ферме – не зависимо от вида животных. Что касается вопроса гуманности, то норки все равно выращивались для убоя. Поскольку это массовый забой, мир вдруг обратил на это внимание”, – рассказывает член совета ОО “Единая планета” и участник кампании “ХутроOff” Марианна Хала.

По ее мнению, поскольку государственные органы не проверяют норковые фермы на наличие коронавируса, даже сейчас не исключена возможность, что случаи коронавируса уже есть. К тому же владельцы ферм не заинтересованы сообщать о таких случаях.

“В Украине коронавирус на фермах может быть давным-давно или его может не быть вообще – выявить такие случаи сложно. Можно будет только отслеживать количество заболеваний среди работников ферм, но эти статистические данные никто не будет собирать. Все будет зависеть от руководителей ферм”, – говорит Хала.

Готовиться к самому худшему?

Достанется ли норковый коронавирус до Украины, спрогнозировать сложно. Впрочем, поскольку случаи заболевания среди этих животных уже обнаружили на фермах многих стран, такое развитие событий вполне возможно.

Мировыми лидерами по количеству пушных ферм являются Дания, Китай, Нидерланды, Польша и США. Итого они обеспечивают более 70% мирового рынка меха. Крупнейшими потребителями продукции таких ферм Китай и Россия.

В ассоциации зверьников не исключают и худшего сценария.

“В нашей отрасли раньше не было случаев массовых заражений, чтобы приходилось уничтожать животных, но никто ни от чего не застрахован. Если брать крайнюю ситуацию, то наши фермеры рассчитывают на поддержку государства, ведь в развитие ферм и инфраструктуру были инвестированы большие средства”, – отмечает Федина.

Он добавляет, что в цивилизованных государствах фермерам компенсируют ущерб, чтобы они могли возобновить деятельность.

Так, владельцы ферм в Дании получают около 25 долл. компенсации за каждое уничтоженное животное независимо от того, была она больна коронавирусом или нет.

В 2019 году из-за вспышки африканской чумы свиней в Запорожской области на одном из предприятий пришлось уничтожить все поголовье свиней – более 8 тыс. Компенсации от государства фермер не получил.

В 2020 году Кабмин пересмотрел систему государственной помощи аграриям на 2020 год и последующие годы. В частности, впервые появился пункт “Компенсация предприятиям за уничтоженное поголовье свиней из-за заболевания африканской чумой свиней”.

То есть фермеры, выращивающие свиней, могут рассчитывать на компенсацию, только если ситуация со вспышкой африканской чумы повторится. Компенсации фермерам, выращивающим норок, правительством не предусмотрены.

“Законодательство предусматривает перечень болезней, по которым государство компенсирует ущерб. Коронавирус не входит в этот перечень”, – подтверждает Шевченко.

Она добавляет, что в 2020 году коронавирус не прибавят к перечню болезней, по которым государство будет выплачивать компенсации.

“Должно быть решение правительства, оно должно быть научно обоснованным и базироваться на международном законодательстве. Эта новая болезнь не включена ни в один перечень болезней, имеющих соответствующий статус, мониторятся и диагностируются”.

Ученые изучают, может ли подтип коронавируса передаваться животным. Мы с Минздравом нарабатываем стратегию по животным, которые могут быть восприимчивы к этому подтипу коронавируса. Будут разработаны рекомендации для фермеров по содержанию животных в условиях пандемии, чтобы у нас не случилась такая ситуация, как в странах ЕС», – подчеркнула Шевченко.

По ее словам, нет других подтвержденных случаев, что коронавирус может передаваться животным, кроме нескольких случаев, когда вирус передавался домашним котам и собакам от больных хозяев. Эти случаи были в Китае и США. Животные болели бессимптомно.

“Никаких данных о том, что зараженные животные могут представлять риск для человека, в мире не было”, – отмечает представитель Госпотребслужбы.

По словам Хали, даже в случае закрытия пушных ферм в Украине это почти не отразится на доходах бюджета.

“По информации самих меховщиков, их производства обеспечивают поступление 30 млн грн налогов в бюджеты всех уровней ежегодно. По результатам 2019 года доходы общего фонда госбюджета составили 879,8 млрд грн.

Это означает, что поступления от пушных производств составляют 0,003% от общей суммы бюджета. Следовательно, ни госбюджет, ни граждане не ощутят последствий закрытия пушных предприятий», – отмечает она.

guest

0 коментарів
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Поділіться своєю думкою з цього приводу в коментарях під цією новиною!x