Лечение ковида в ДОБ – панацея для отдельно взятых пациентов или угроза заражения для всего Измаила?
Ви можете обрати мову сайту: Українська | Русский (автоперевод)
Пару недель назад в Измаиле произошли существенные изменения в схеме распределения пациентов с COVID-19. Взрослых больных с подтвержденным диагнозом “коронавирус” теперь лечат не в инфекционном отделении Измаильской центральной районной больницы, а в Дунайской областной больнице (больница водников). Соответствующий приказ был издан Департаментом здравоохранения Одесской областной государственной администрации. Насколько целесообразным было это решение и зачем это было нужно, попытались выяснить журналисты информагентства “БессарабияINFORM”.
Напомним, с самого начала эпидемии корнавируса на юге Бессарабии основной госпитальной базой для лечения больных с диагнозом COVID-19 было определено инфекционное отделение Измаильской ЦРБ. ДОБ была так называемой сортировочной и резервной базой. Но 26 июня всё кардинально изменилось – Департамент здравоохранения Одесской ОГА издает Приказ № 430, которым инфекционное отделение Измаильской центральной районной больницы становится госпитальной базой для пациентов с подозрением на COVID-19 и детей с лабораторно подтвержденным COVID-19. Взрослые же пациенты, после подтверждения диагноза “коронавирусная инфекция”, согласно решению облздрава теперь госпитализируются в Дунайскую областную больницу, которая является многопрофильной, общетерапевтической, но не инфекционной. Никаких пояснений и комментариев по поводу принятого переломного и крайне важного решения для жителей южных районов региона, которые в большинстве своем лечатся от ковида в Измаиле, областные здравруководители не посчитали нужным давать.
А между тем, после решения области о перераспределении ковидных больных, в нашу редакцию стали поступать тревожные обращения от обеспокоенных жителей Придунавья. Людей интересует, почему больных коронавирусом нельзя было продолжать лечить в измаильской “инфекционке”, где имеются специализированные боксы, отдельные входы, закрытый для посторонних режим доступа и, главное, специалисты, которые знают как работать с инфекционными больными.
“Инфекционная больница была создана специально для лечения контагиозных больных. Там боксированная система, с отдельными входами, обученным как обращаться с пациентами с вирусными заболевания персоналом. Территория полностью изолирована и охраняется как режимный объект. Больница водников же к этому всему не приспособлена. Раньше, когда к ним привозили по “скорой” в два часа ночи больного с признаками инфекционного заболевания, они, не дожидаясь утра и постановки диагноза, тут же отправляли его в “инфекционку”. А сейчас там откуда-то появились спецы по лечению инфекций. Или может просто дело в деньгах?”, – делится с нами источник, работающий в медицинской сфере города.
Действительно, среди местного населения ходят упорные слухи о том, что вся эта пертурбация с перераспределением ни что иное как “перетягивание одеяла на себя” Дунайской больницей. Всем известно, что медучреждения, лечащие ковид, получают от государства серьезную финансовую поддержку, обеспечиваются оборудованием и всем необходимым. Те же злые языки говорят, что в “водников” позавидовали “районке” и решили, что и сами прекрасно могут справиться не хуже других с лечением “короны”. Но есть ли все необходимые условия для лечения ковидных пациентов в ДОБ? Отдельные представители персонала этого многопрофильного медучреждения жалуются журналистам, что боятся выходить на работу, так как чувствуют себя незащищенными. Среди медперсонала уже были случаи заражения (заболели медработники ДОБ из Богатого, Броски, Новой Некрасовки Измаильского района), есть больной и сегодня (проходит лечение амбулаторно), что может свидетельствовать о том, что техника безопасности в ДОБ хромает. “Как бы не было у нас второго Подольска…”, – говорят с опаской сотрудники.
Больные коронавирусом, в свою очередь, сетуют на то, что медперсонал их сторонится: “К нам стараются лишний раз не подходить”. Живой пример. Пожилая женщина из Болградского района пролежала несколько дней с подозрением на COVID-19 в инфекционном отделении Измаильской ЦРБ. После подтверждения диагноза ее перевели в ДОБ, где она и сегодня борется за жизнь. У пенсионерки значительно поражены легкие, она почти не может говорить, состояние очень тяжелое. Близкие крайне недовольны уровнем оказания медицинской помощи в больнице водников по сравнению с “инфекционкой”. Очень просят вернуть все как было…
Говорят, в ДОБ для лечения “короны” всё есть
Медучреждения для госпитализации пациентов с COVID-19 были определены еще в марте. Информация о больницах и уровне их оснащенности размещена на дешборде НСЗУ. Смотрим на данные по КНП Одесского областного совета “Дунайская областная больница”. Оказывается, по данным ведомства, в измаильской больнице водников имеются (внимание!) 315 инфекционных койко-мест плюс 25 дополнительных. Также медучреждение располагает 6 койко-местами в отделении интенсивной терапии, 7 аппаратами ИВЛ и 6 анестезиологами. Количество врачей, лечащих COVID-19 (инфекционистов, терапевтов, педиатров) – 7. Такие данные были переданы нашим регионом в НСЗУ.
Соответствует ли эта информацию реальному положению дел в больнице? Чтобы это выяснить, мы направили информационный запрос в Дунайскую областную больницу. В ответе медучреждения мы нашли некоторые существенные несоответствия с теми данными, которые имеются в распоряжении у НСЗУ. Как оказалось, 315 – это общее количество койко-мест, а не инфекционных. Инфекционных коек в больнице на деле 120. Чтобы их создать, в “водников” перепрофилировали в инфекционные четыре отделения и создали новое специальное подразделение для лечения пациентов с COVID-19.
Из ответа ДОБ также стало известно, что у НСЗУ устаревшая информация об имеющихся в наличии аппаратах ИВЛ (их там сейчас не семь, а восемь) и врачах, лечащих COVID-19 (общее количество инфекционистов, терапевтов и педиатров, по данным ДОБ, не семь, а 11).
По просьбе наших читателей, мы также поинтересовались у руководства Дунайской областной больницы, является ли лечение от COVID-19 в их медучреждении бесплатным, на что получили утвердительный ответ. В то же время от наших источников из числа родственников пациентов, которые лечатся сейчас от коронавируса в ДОБ, к нам доходят сведения, что эта информация не совсем соответствует действительности. Но пока жизнь их больных родных целиком зависит от медиков, никто из наших собеседников не согласился на публикацию соответствующих подтверждающих эту информацию документов. Полагаться на клятву Гиппократа, к сожалению, никто рисковать не берется…
Требования к больницам
Безопасность пациентов – приоритетный критерий, определенный МОЗ при выборе медучреждений для лечения ковида. Пациенты с COVID-19, госпитализированные в медучреждение, которое определено базой для лечения больных коронавирусом, должны получать все необходимые медицинские услуги на месте без необходимости перевода в другую больницу при ухудшении состояния. А те пациенты, которые попали в больницу с другими заболеваниями, не должны пересекаться с инфицированными коронавирусом и безопасно проходили лечение. Так сказано на сайте МОЗ.
Подразделение, осуществляющее лечение пациентов с COVID-19, должно располагаться или в отдельном здании, или, если такой возможности нет, иметь отдельный вход. Потоки пациентов, зараженных COVID-19, в обязательном порядке должны быть разделены от остальной части пациентов и медработников.
Согласно данным ДОБ, предоставленных в ответе на информационный запрос БИ, у свежесформированного “ковидного” подразделения больницы водников есть отдельный вход, оно полностью изолировано от остальных пациентов с другими заболевания и медперсонала, который не участвует в лечении больных коронавирусом.
От работников ДОБ мы узнали, что сейчас данное лечебное учреждение разделено на две зоны – “красную”, где лежат инфекционные больные с коронавирусной инфекцией, и “зеленую”, где находятся все остальные пациенты с другими патологиями и медперсонал, который не “соприкасается” с ковидом. Смены медработников в “красной” зоне чередуются каждые шесть часов. Сегодня там лежат 49 пациентов с подтвержденным COVID-19: 9 – из Измаила, 9 – из Болградского, 1 – из Измаильского, 18 – из Саратского , 8 – из Арцизского и один пациент из Татарбунарского районов. Из общего количества пациентов – пятеро в реанимации.
Но вернемся к “инфекционке”. Стало ли проще медработникам после того, как у них “забрали” взрослых пациентов с COVID-19? Сотрудники утверждают, что нет. Как ходили в защитных противоэпидемиологических костюмах, так и ходят, санобработку и дезинфекцию тоже никто не отменял, ведь больные коронавирусом там еще есть и продолжают поступать пациенты с подозрениями. По состоянию на утро 17 июля там находится один пациент с COVID-19, за последние сутки в отделение поступило трое больных с подозрением на COVID-19, один из них с пневмонией.
После всего вышеизложенного возникает логичный вопрос – зачем нужно было в корне менять схему распределения больных COVID-19, если в инфекционном отделении районной больницы есть все необходимые условия как для изоляции больных с подозрением, так и для лечения пациентов с подтвержденным диагнозом кронавирус, а в ДОБ эти условия пришлось дополнительно создавать? Ведь впоследствии, если верить обращениям в нашу редакцию, после всех этих изменений не стало лучше ни медработникам, ни пациентам. И тут мнение наших читателей о том, что причина кроется исключительно в деньгах, которые выделяются из госбюджета на борьбу с ковидом, кажется вполне рациональным. Но стоит ли из-за денег ставить под угрозу целый город областного значения?
С этими вопросами “БИ” обратилось в Департамент здравоохранения Одесской ОГА. В телефонном разговоре нам пояснили, что районная больница “не совсем справлялась” с поставленными задачами, поэтому областные специалисты решили “чуть всё поменять”.
“Изначально Приказом областного Департамента здравоохранения в регионе было определено семь больниц для госпитализации пациентов с COVID-19. В Измаильском районе таковых две больницы: Измаильская центральная районная больница и Дунайская областная больница. Оба эти медучреждения имеют равноправный статус. После вспышки коронавируса в Измаильском районе, туда выезжал наш штаб оперативного реагирования и выявил, что совершенно неправильно был распределен маршрут и распределение пациентов. В связи с этим на место выехала группа наших специалистов с целью оказания организационно-методической помощи, после чего был издан Приказ Департамента конкретно по Измаильскому району с новым маршрутом пациента. Определено, что Измаильская районная больница (инфекционное отделение ЦРБ – ред.) будет по типу сортировочной базы, куда будут направляться все больные с подозрением на коронавирус, после чего подтвержденные случаи COVID-19 будут распределяться в ДОБ, а пациенты с пневмонией – оставаться в ЦРБ. Дело в том, что измаильская “районка” не совсем справлялась с поставленными задачами, были некоторые трудности, поэтому наши специалисты решили чуть поменять схему распределения, посчитав, что это будет самым оптимальным вариантом. Хочу отметить, что наши специалисты сумели остановить вспышку и в Подольском районе, и в Балтском интернате. Сейчас там уже почти все пациенты выздоровели”, – отметила в телефонной беседе сотрудница Департамента, ответственная за тему ковида, которая, однако, не пожелала представиться. “Все официальные ответы на вопросы – только через письменные запросы”, – сказала она.
А мы напомним, что инфекционное отделение Измаильской ЦРБ неоднократно доказывало свою эффективность в борьбе с инфекционными заболеваниями не только на местном, но и на региональном уровне. В 2016 году районные инфекционисты сумели противостоять самой масштабной в истории Одесской области (а, возможно, и Украины) вспышке ротавирусной инфекции в Измаиле, а заведующая инфекционным отделением Анна Николаева этим летом получила звание Заслуженного врача Украины. Поэтому такой ответ (пусть и не официальный) представителя области кажется, мягко говоря, странным, особенно на фоне общей обеспокоенности жителей южных районов по поводу изменений в схеме распределения взрослых больных коронавирусом. Отметим, что жалоб на работу инфекционного отделения и его специалистов за период эпидемии в информационном пространстве Бессарабии не было. С начала эпидемии в “инфекционке” от коронавирусной инфекции вылечили десятки пациентов.
Позаштатний кореспондент Бессарабії ІНФОРМ у місті Ізмаїл