Порошенко рассказал о своих ошибках, бывших союзниках и скандальных назначениях
Ви можете обрати мову сайту: Українська | Русский (автоперевод)
После выхода первой части интервью экс-президента Петра Порошенко “Украинской правде” реакция не заставила себя ждать. Глава МВД Арсен Аваков и премьер Владимир Гройсман, обвинили бывшего украинского лидера во лжи. И вот 1 августа вышла вторая часть интервью Порошенко.
Рассказал, что такое война
“У нас сейчас есть волна усталости, потому что пять лет были сложные… Экономическое развитие невозможно, инвестиции невозможны, когда вся страна живет в условиях войны. Что такое война и от чего я пытался защитить? Была мобилизация, помните, в народном хозяйстве забирали автомобили, технику, остальное – мы это остановили, потому что невозможно привлечь инвестиции, когда завтра приходит военком и отнимает у тебя людей с производства. Это был мой выбор. Он был непростой. Были позиции по военному положению, когда была агрессия против нас в Керченском проливе. И те говорили “Да что вы обращаете внимание?”. Простите, это был акт агрессии. Это было признано международным трибуналом. Это было признано решением Совета безопасности. Моряки до сих пор находятся в плену. И я действовал в пределах полномочий президента”.
О назначении Олега Гладковского
“Я был убежден в том, что его управленческие качества позволят быстро выполнить поставленные во время войны задача – перевод на трехсменный режим предприятия “Укроборонпрома”. И они были выполнены. Я еще раз хочу подчеркнуть, если у вас есть какие-либо основания говорить о том, что было нарушено законодательство, пожалуйста – в суд… Неделя, которая ушла на увольнение Гладковского, была занята проверкой информации”.
Порошенко признался, что это назначение было ошибкой и увольнением он ее исправлял. Особенно сильно она ударила по рейтингу экс-президента.
Экс-президент отметил, что “в последний раз видел его на заседании СНБО” и по телефону не общался.
Напомним, что Олег Гладковский (предыдущая фамилия – Свинарчук) – бывший первый заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны (СНБО). В марте его уволил президент Петр Порошенко. Это произошло после выхода расследования программы “Наши гроши”. Оно рассказывало о возможной причастности сына Олега Гладковского и его друзей к хищениям в оборонной сфере. Журналисты утверждали, что чиновник знал о схеме своего сына, который наладил контрабандную поставку российских деталей на оборонные предприятия Украины, а покупались они по завышенной цене.
Раскритиковал назначение Александра Данилюка, похвалил Валентину Гонтареву
“У меня был ряд очень удачных назначений, которые также не нравятся обществу. Гонтарева. Только ленивый не бросал в меня камни за Гонтареву. Только за Гонтареву господин Коломойский начал атаковать меня по на своем телевидении… И я сейчас утверждаю, что все, что делала госпожа Гонтарева, она делала в пользу Украины с высоким профессиональным уровнем, с нулевой толерантностью к коррупции. Никогда еще у нас не было такого председателя НБУ, который бы восстановил функционирование финансово-банковской системы. Да, это я предложил. Она пошла. Но доброе слово сказать … Вы вспомните, что у нас на сегодняшний день в финансово-банковской системе были вычищены авгиевы конюшни, значительно выросли перечисления в государственный бюджет различия между доходами и расходами НБУ. Плеяда министров финансов, кроме Данилюка… Потому что он не выдержал этой позиции. Но и Наталья Яресько – я горжусь тем, что она сделала. Страна была банкротом. И эффективное взаимодействие Яресько и Гонтаревой спасло страну. Да, я для этого делал максимум возможного. Об этом никто не говорит. И Маркарова сейчас. Это из их плеяды. Я считаю, что те вызовы, которые стояли перед государством, они были значительно сложнее, чем сейчас”.
“Если бы я каждый свой шаг измерял ругательствами в “Фейсбуке” или процентами рейтинга, ни одна из реформ не прошла бы”
“Я человек, который эти пять лет не боролся за рейтинги, потому что это совершенно разные вещи. Говорят, что политик борется за рейтинг, а государственный деятель борется за то, чтобы изменить государство. Я точно отношу себя к государственным деятелям.
Если бы я каждый свой шаг измерял ругательствами в “Фейсбуке” или процентами рейтинга, ни одна из реформ не прошла бы. Ни одна! Потому что большинство реформ непопулярны. И это та цена. Если бы перед господином Зеленским сейчас стояла Украина 2014 года”.
“Я виноват”
“Я виноват… В коммуникационной политике. Это было слабое место. В том, что мы не защитились от российской информационной агрессии. Это было слабое место. В том, что мы не защитились и вы не защитились от фейковых новостей. Потому что у нас не было механизма, мы были не готовы к тому, что Россия будет использовать демократические инструменты для борьбы против демократии. Я виноват. Потому что на мне лежал вопрос безопасности. Я вам сказал, что у меня были ошибки и были успехи в кадровой политике. Но если брать то, что сделано, то я горжусь тем, что сделано, несмотря на ошибки”.
“Медведчук при мне голову не мог поднять!”
Порошенко заявил, что в украинской истории Медведчук всегда играл роль и имел влияние.
“Подчеркиваю, что это было в каждый из годов страны… При Порошенко он даже не баллотировался! При Порошенко он даже не пытался обеспечить такое влияние на информационные каналы!.. А кому принадлежал “112”? У кого он его приобрел? Может я как-то запутался? Можно я вам расскажу, кому принадлежал “112”, если вы не знаете? Я имею определенные основания утверждать, что владелец “112” не изменился. Независимо от того, он оформлялся на какого немца, или на другого человека он принадлежит сейчас кому? Путину де-факто. И решение принимает кто? Путин, если вы не знали. И ранее решение принимал Путин. Потому что Янукович приехал в Москву с каналом на блюдечке… NewsOne кому принадлежит? Вы о роли Азарова на NewsOne не слышали? Созданный за деньги Азарова? Где Азаров?Т о есть кому принадлежал NewsOne? Азарову. А сейчас де-факто кому принадлежит NewsOne? Путину. А до этого… То есть у нас изменилась собственность при Порошенко? Нет, я подчеркиваю”.
Хотел забирать лицензии у российских телеканалов
“Я несколько раз выходил в парламент с предложением – друзья мои, давайте мы дадим Нацсовету право забирать лицензии немедленно при подозрении, что канал принадлежит стране-агрессору. Нет. Компромиссом было постановление Верховной Рады без каких-либо законных механизмов ее реализовать. Потому что нельзя вводить санкции против украинских физических лиц. Закон запрещает. А вот что стало сейчас после выборов? Был приобретен канал ЗИК. А кому принадлежал ЗИК? Точно не Януковичу. А кому принадлежал? Ну Петру Дыминскому. Вот здесь это произошло уже после президентских выборов. Переход права собственности канала, который имеет влияние на Западную Украину и достаточно серьезный. Кому? Путину. Медведчука нет, есть Путин. А Медведчук является его представителем. И при Порошенко Медведчук 13% не набирал. А сейчас набрал. При моем президентстве он не набирал”.
“Я точно буду каяться. Но не журналистам”
“Кто виноват, кто не виноват, дает свою оценку народ и история. Я предлагаю, что нам рановато говорить об этом. Если мы должны говорить о раскаянии, то я точно буду каяться. Но не журналистам. Если вы зададите вопрос – было больше успехов или просчетов, то очевидно, что больше успехов. И за это я благодарю каждого из 45 миллионов украинцев, которые за меня проголосовали. Я благодарю каждого, поверьте мне, мы это не организовывали, кто пришел на Банковую 22 апреля и поблагодарил. Я не очень такой эмоциональный человек, но это было нечто”.
О борьбе с коррупцией
“Основная коррупция – это была коррупция при возмещении НДС. Я горжусь тем, что в том числе Петр Порошенко, по принятым законам, где я ставил подпись, мы эту ситуацию переломили. Одним из источников коррупции был НАК “Нафтогаз”. Сейчас он честный. Я горжусь, что мы не просто обеспечили энергонезависимость нашего государства, мы выгнали всех коррупционеров из НАК “Нафтогаз”. В облгазах еще остались, а НАК “Нафтогаз” стал прибыльным, стал прозрачным. Он впервые прошел аудит, я этим горжусь.
Я горжусь тем, что банковской сфере мы добавили огромное количество прозрачности и порядка, системности. Человеческие деньги в банковской сфере защищены.
Я горжусь тем, что наш “Волонтерское десант” преодолел значительную часть коррупции в армии. Я думаю, что это достижение.
Я бы очень хотел, очень рассчитывал бы на то, что символ коррупции – милиция и ГАИ – введением патрульной полиции мы также предприняли шаги по очистке…
Я горжусь тем, что мы создали антикоррупционную инфраструктуру и сделали ее независимой от президента. И Специализированная антикоррупционная прокуратура, и НАБУ, и антикоррупционный суд”.
“Я очень постарел”
“Я стал сильнее, опытнее, мудрее, по крайней мере на это претендую. Я очень постарел, потому что это не легкий хлеб – быть президентом. Но для мужчины это не страшно.
“Поскольку формат интервью предусматривал, что я должен признавать целый ряд ошибок, я говорю, что у меня, к сожалению, есть за что просить прощения у Господа”.
Многое сделал бы по-другому
“Реформы бы по-другому проводил. Парламентские выборы в 2014 году по-другому организовал бы. Коммуникационную стратегию выстроил бы по-другому. Кадровую политику выстроил бы по-другому”.
“В первые мои дни на посту президента от 22 до 100 украинских бойцов ежедневно отдавали свои жизни”
“Никому не советую пройти через это и понимать, как трудно с этим жить”.
Про Иловаский котел, минские договоренности и Семенченко
“5 сентября… скоро будет пятилетие. Он (вопрос – прим. ред.) решался не в Минске. 5 сентября решался в Уэльсе, Кардиффе на саммите НАТО. Я об этом впервые говорю. Это было чудо.
Никто не верил здесь у нас, когда я ехал на саммит НАТО, нам удастся подписать и остановить российское наступление….Почему Минские договоренности начали действовать с 12:00 ночи, не с 10, не с 12 часов дня, а с 18? Знаете почему? Потому что десантники 95-й и 79-й под руководством Муженко и Забродского должны были вернуться с рейда. Если бы не было этого рейда, может быть, и Минска бы не было. Потому что они не понимали, какие у нас силы в тылу, и постоянно получали информацию о том, что подразделения российской армии ведут бои с неизвестно откуда появившимися украинский десантниками. На 18 часов они вышли за линию соприкосновения и вступил в действие Минск.
Когда мы говорим об Иловайске или о Дебальцево, дайте себе отчет, что там были только российские солдаты. И скажите правду об этом обществу. Я точно никому не пожелаю провести такую ночь, когда наши начали выходить из Дебальцево, а на ФБ (Семена) Семенченко был обнародован детальный маршрут выхода. Ужас! Потому что вскрыли “совершенно секретный” приказ о выходе, передали Семенченко и тот выставил на “Фейсбуке”. И ты сидишь и думаешь – ну, как?!
И надо сейчас ночью, без средств связи, потому что полное радиомолчание, менять маршруты для того, чтобы спасти людей. Это тяжело. Здесь в Бога поверишь”.
“Я лично сел и писал текст минских соглашений. Вместе с Меркель”
Порошенко через 10 лет
“Я бы очень хотел, чтобы я был жив. И мечтал бы, чтобы я завершал свою каденцию депутата Европейского парламента”.
Позаштатний кореспондент Бессарабії ІНФОРМ