Год назад измаильские пограничники вышли из «Должанского котла»

3 коментаря 130518 перегляду

Ви можете обрати мову сайту: Українська | Русский (автоперевод)


Ровно год прошел с того момента, как измаильские пограничники в составе сводного подразделения Южного регионального управления вышли из «Должанского котла». Эти ребята выстояли, выполнив свой воинский долг по защите нашей Родины и ее целостность до конца. Некоторые – до последнего вздоха…


kotel00001

Сегодня многие из них вспоминают события июня-августа 2014 с болью в груди. Друзей, с которыми еще утром ел одну кашу, а в вечером их не стало. Когда ждать помощи уже ни от кого. Когда осталась только надежда и вера в счастливое завершение. Но боевой и моральный дух не упал, потому что за их спинами остались их семьи и народ.

Сейчас для всех нас это уже история – новейшая история Украины. История о борьбе за независимость, за территориальную целостность.

История, которую мы пишем сегодня сами.

Вспомним, как это было.

Операция «Граница»

Предпосылкой к проведению операции послужили события, которые произошли в мае-июне 2014 года. Тогда практически каждый день наши пограничные подразделения и пункты пропуска Луганской и Донецкой областей подвергались обстрелам со стороны террористов. После чего они вынуждены были отойти на запасные пункты управления. Контроль над рубежом практически был утрачен …

С целью возвращения контроля над государственной границей была создана группировка «Граница» – сводное подразделение, состоящее из военнослужащих Южного регионального управления и его пограничных отрядов (в нее входили и пограничники Измаильского пограничного отряда). Его назвали 5 мото-маневренной группой (5 ММГ). Задача 5 ММГ было вернуть контроль над границей в направлении с. Бирюково – с. Должанская – Свердловск.

Марш в район села Бирюково

Практически все пути к нему были подконтрольны сепаратистам. Осталась только одна дорога, по которой можно было добраться до него. И когда ММГ прибыла на место, она фактически уже находилась в окружении. В районе с. Бирюково пограничники закрепились на высотке в чистом поле, засеянном кукурузой. Уже тогда пункт пропуска «Должанский» (далее – ППр), был захвачен террористами из самопровозглашенной республики ЛНР.

За день до прибытия пограничного подразделения туда прибыли десантники из 79 Высокомобильной бригады. Уже в первый день украинских пограничников обстреляли из гранатометов и снайперских винтовок калибра 12, 7 мм производства российского оборонпрома.

– Когда мы приехали в Бирюково, ребята из 79-ки сказали, «хотите жить – копайте», – вспоминает майор М.Кононенко. – Сначала каждый себе выкопал лежки, чтобы просто переночевать. Первый раз наш блокпост был обстрелян 22 июня ровно в 4.00 утра, также как и в далеком 41-м…

– Копали вручную «саперкой», – продолжает младший сержант Ф.Перепелица. – Я как водитель санитарки окапывался не только сам, но и о своей “ласточке” не забывал. Для себя решил, приеду домой в свою деревню и заасфальтируют весь свой огород.

После обустройства позиций служба заключалась в выставлении и организации работы блокпоста недалеко от места дислокации лагеря.

Быт

Жил весь личный состав в окопах. Прием пищи был организован в две смены (одна находилась на позиции, а другая принимала пищу). Основной проблемой была доставка воды. Каждый выезд за водой приравнивался к военной операции, поскольку источник воды находился на подконтрольной боевикам территории. Для сопровождения машины с цистерной отправлялось боевое охранение минимум из двух БТР и танка.

Воду экономили. На одного человека в сутки приходилось около трех литров воды. Военные научились мыться и стирать белье в полутора литрах воды. Что же касается духовной пищи, то был и телевизор. Его ребята поставили внутри сгоревшего УАЗа. С помощью дизельного генератора смотрели по телевизору новости.

– Обо всем, что происходило в мире и в АТО, мы узнавали, смотря в сгоревшем УАЗе телевизор, – продолжает Ф.Перепелица. – Его специально туда поставили, чтобы беспилотник не указал минометному расчету на «живой УАЗ». По этой причине, наверное, в нем собирались офицеры для совещаний.

Освобождение ППр «Должанский»

1 июля была проведена операция по освобождению ППр «Должанский». Изначально планировалось, что зачистку будут проводить ММГ и 79-я бригада десантников под прикрытием артиллерии. Но в последний момент командованием было принято решение сделать это с помощью только артиллерии. После того, как были выбиты все сепаратисты из ППр, к нему отправили 2 пограничные заставы. Всего в ММГ входило 4 заставы, которые 10 дней подряд жили под жесточайшим минометным обстрелом. Среди личного состава появилось много раненых.

Командование группировки «Граница» приняло решение о замене застав 5 ММГ на резервы группировки. В ППр вошли Могилев-Подольский, Белгород-Днестровская и Одесская мобильные заставы. Так и несли службу под обстрелами из минометов, гранатометов и т.д.

Гибель бывшего начальника Измаильского пограничного отряда полковника Игоря Момота

С 11 июля начались массированные атаки реактивных установок «Град» с территории Российской Федерации.

– Во время обстрелов «Град» и тяжелой артиллерии я всегда вспоминал фильмы о войне, – говорит М.Кононенко. – И все ждал, что после артподготовки начнется наступление на нас бронетехникой и пехотой противника.

11 июля во время обстрела позиций военных под с. Зеленополье погибло много патриотов – в том числе, и начальник Учебного центра Государственной пограничной службы Украины генерал-майор Игорь Момот. От этой новости вздрогнула вся пограничная служба Украины, а больше всех – личный состав Учебного центра Госпогранслужбы Украины и Измаильского пограничного отряда.

– В тот день во время обстрела мы слышали, как с территории России в Украину через границу зашла колонна тяжелой техники, – воспоминает младший сержант Ф.Перепелица.

«Должанский котел»

В этот же день замкнулся «Должанский котел». Прекратились поставки боеприпасов и продовольствия. В ночь с 14 на 15 июля позиции силовиков под Бирюковым накрыло залпом «Града» из 20 ракет. Все уцелели.

– С 16 июля нас начали «утюжить» «Грады» практически каждый день, – говорит майор М. Кононенко.

В связи с ситуацией командование принимает решение о переходе из Бирюково в ППр «Должанский» – надежде, что прекратится обстрел: напротив ППр «Должанский» стоял российский «Новошахтинск».

Переход из Бирюково к Должанской завершился 17 июля. Заняв круговую оборону, ждали, пока украинская армия расчистит путь к позициям пограничной ММГ, 79-й десантной бригады и 24-й механизированной бригады.

– Когда я служил «срочную» в Афганистане, мы знали, где находится враг. А здесь не знали, с какой стороны нам «прилетит», – признается старший прапорщик О.Барбашов.

…Расчет оказался верным. Только один раз аккуратно, чтобы не задеть российскую территорию, по украинским позициям ударил «Град». Но продолжался минометный и гранатометный обстрел. Позже российское военное руководство пришло к выводу, что таким образом выбить силовиков им не удастся, и они решились на более жесткие методы. В ход пошла крупнокалиберная артиллерия. Начались обстрелы со 150-мм самоходных артиллерийских установок. В отличие от «Градов» и минометов, которые разрывались по определенному периметру, снаряды САУ имели свойства врываться в землю и более точно попадали в цель. Так было уничтожено и выведено из строя много военной техники. Первый тяжелый артобстрел был 25 июля.

– Я в свою «Ласточку» вложил всю свою душу, – продолжает Ф.Перепелица. – В поле с 2-3 уже нерабочих машин находил детали и ремонтировал свою на ходу. За рулем мог ездить только я. И одним залпом мой санитарный УАЗ разнесло…

…Точность обеспечивали беспилотники. Чаще всего они прилетали со стороны России. В режиме он-лайн передавалась информация о живой силе и технике сил АТО. Параллельно с этим позиции Украины подвергались обстрелу с САУ. Периодичность таких обстрелов была, как правило, раз в два дня. После окончания обстрела «беспилотник» демонстративно улетал на территорию соседнего государства.

– После обстрела улетал «беспилотник», – рассказывает М.Кононенко. – На пункт пропуска России выходили пограничники. Открывали ворота и говорили: «Можете вывозить своих 200-х и 300-х». Мы их спрашивали: «Зачем ваши стреляют по нам?» В ответ они говорили: «Мы не владеем такой информацией, это вы сами себя обстреливайте».

В то же время наши войска делали все возможное, чтобы пробить путь к окруженным.

Всего через территорию Российской Федерации вывозили раненых и убитых 4 раза. При этом наших пограничников и армейцев в российском ППр «Новошахтинск» допрашивали пограничники и люди в штатском. После чего их доставляли к действующему украинскому пункту пропуска.

– Они приказали нам раздеться, чтобы убедиться, что у нас нет при себе «сюрпризов», фотографировали, забирали мобильные телефоны на проверку. А также задавали вопросы по нашим персональным данным, с какой целью находимся в ППр «Должанский», кто командиры и сколько нас. На что я ответил, мы там Украину защищаем. После этой проверочной процедуры нас посадили в Урал и КАМАЗ и увезли вдоль границы. Ехали по грунтовой дороге и примерно через час пограничники России остановились якобы на перекур. А на самом деле для того, чтобы продемонстрировать, как работают их «Грады». Один из них так и сказал: «Смотрите, как работают «Грады» России». Я спросил: «И куда они летят»? На что он ответил улыбкой, – воспоминает младший сержант Ф.Перепелица.

Выход из «котла»

4 августа командованием всех силовых структур было принято решение об эвакуации из Должанского и продвижение к основным силам. В ночь с 3 на 4 августа был сделан первый рывок к Зеленополью. Данный населенный пункт был определен пунктом сбора для всех подразделений, попавших в «Должанский котел». Там 5 ММГ вместе с другими пробыли два дня. 6 августа была получена команда прорываться дальше. Утром 6 августа в 4.00 они снялись с Зеленополья и вышли на пос.Дьяково. Получились всего 3 колонны. 5ММГ шла в 3-ей. У Дьяково собрались другие подразделения. И где-то в 15.00 6 августа начали прорываться к своим основным силам. Со всех сторон (со стороны соседнего государства и со стороны оккупированных сепаратистами территорий) велся обстрел из «Градов» и артиллерии. Гибли люди… 7 августа вышли к г.Амвросиевка, где оставили всех раненых. После Амвросиевки вышли на Бердянск.

– …По нам буквально началось сафари. Били артиллерией и «Град» по всем направлениям, – говорит майор М. Кононенко. – Многие 200-е остались просто в поле. Многие пропали без вести. В один из УАЗов Измаильского отряда прилетела ракета прямо в левое заднее колесо, в результате чего погиб мой товарищ Игорь Присяжнюк, а двое бойцов получили тяжелые ранения. Игоря, к сожалению, оттуда вывезти не удалось…

На пути движения колонны боевики вырыли ров, а в лесополосе организовали засаду, из которой вели обстрел из гранатометов и пулеметов.

– Во время движения колонна остановилась, как в пробке на оживленном перекрестке, – рассказывает солдат О.Седнецкий. – Из «зеленки» по нам открыли огонь из стрелкового оружия и гранатометов. Мы все выскочили из машин и ответили тем же, из всего, что у нас было. Сепары, думаю, были в шоке. Через пару минут они замолчали, мы вернулись к машинам, и колонна продолжила движение. Здесь я увидел, из-за чего возникла остановка. Через все поле был перепахан ров, в нем даже «бэхи» застревали. Но мы своими стариками-УАЗами проскочили.

– Первый проблеск надежды, что мы все-таки останемся живы у нас появился после того, как прошли переправу. Переправу проходили долго, по одной машине. Пройдя ее, замаскировались и стали ждать остальных. Здесь начался очередной залп «Града». Мы прыгнули в канаву. Туда же прибежал боец с десантуры и говорит: «У вас есть зажигалка?». Мы все удивились: «курево» у всех давно закончилось. Майор Кононенко в ответ спросил: «А, у тебя что, есть сигарета?». Здесь боец из кармана достает и распаковывает целую пачку красных сигарет и каждому раздает

… Бьют «Грады», мы лежим в канаве на спине и курим по всей сигарете! Наверное, на тот момент большего счастья для нас и не было. Было ощущение, что это знак и подарок судьбы, и все у нас получится. Облегчение и осознание того, что мы в безопасности уже пришло в Амвросиевке, когда перестали слышать канонаду, – говорит старший сержант С.Нивня.

Выход из «Должанского котла» завершился 7 августа.

…А 12 августа 2014 года в Измаильском пограничном отряде торжественно встречали героев по случаю возвращения их из зоны АТО. Всех тогда поздравил начальник Измаильского отряда, руководство города и области.

Из «Должанского котла» вернулись все 12 военнослужащих Измаильского пограничного отряда. Два бойца получили ранения.

По Южному региональному управлению домой вернулись не все. Они будут жить в нашей памяти и в наших сердцах вечно. Свою жертву они положили на алтарь во имя великой страны, Украина.

Герои не умирают…

Слава Украине.

Героям – слава!

Игорь Перегняк, помощник начальника Измаильского погранотряда – начальник пресс-службы, майор

kotel00002 kotel00003 kotel00004 kotel00005 kotel00006 OLYMPUS DIGITAL CAMERA kotel00008 kotel00009 kotel00010 kotel00011 kotel00012 kotel00013 kotel00014 kotel00015

guest

3 коментарів
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
гость
гость
8 лет назад

Молодцы ребята!

ГОсть
ГОсть
8 лет назад

молодцы…. за олигарха гибли…горе-патриоты.

Ватнег
Ватнег
8 лет назад

Бойцы вспоминали минувшие дни, и битвы, что вместе продули они. (А.С Пушкин) Спасибо РФ, что дали выйти на свою территорию, а то и вспоминать было бы не чего, да и не кому. Ужасно.

3
0
Поділіться своєю думкою з цього приводу в коментарях під цією новиною!x