Что ждет “Украинское Дунайское пароходство” – деофшоризация или участь ЧМП?

0 коментарів 121635 переглядів

Ви можете обрати мову сайту: Українська | Русский (автоперевод)


Одесский областной совет на вчерашней сессии поддержал обращение к Президенту Украины, Кабмину, Верховной Раде, СБУ, НАБУ, МВД и генпрокурору по поводу передачи морского и речного флота (более 500 единиц) Украинского Дунайского пароходства в уставной фонд венгерской фирмы Business Shipping Company (BSC). Депутаты высказали свою обеспокоенность по поводу того, что передача флота иностранной компании – это шаг к искусственному банкротству УДП по примеру разворованного в 90-2000-е Черноморского морского пароходства. В свою очередь в Министерстве инфраструктуры и руководство УДП называют целью этой операции “деофшоризацию компании”. “Бессарабия INFORM” разбиралась в вопросе. 


Предыстория

Как ранее сообщала “БИ”, минувшей осенью правительство в лице министра инфраструктуры Владислава Криклия, согласовало передачу флота “УДП”  в уставной капитал компании Business Shipping Company (BSC), зарегистрированной осенью прошлого года в Венгрии. Учредителем компании числится панамский офшор Danubo Special Shipping S.A. (DSS), который является частью панамско-мальтийского холдинга пароходства. Руководителем BSC является гражданин Венгрии Имре Матикс, а в наблюдательный совет компании вошел нынешний руководитель УДП Алексей Хомяков и еще несколько лиц. Сразу после этого в адрес руководства УДП и Министерства инфраструктуры посыпались обвинения в попытке уничтожить пароходство с целью дальнейшего присвоения его имущества.

Кто и почему выступает против “деофшоризации УДП”

Первая акция протеста против передачи флота госпредприятия частной венгерской компании состоялась в конце прошлого года в Измаиле. Ее организаторами выступила первичная профсоюзная организация пароходства совместно с независимым Дунайским профсоюзом работников водного транспорта «Справедливость». Митинг вышел довольно массовым, собрав не менее двух сотен человек. Как заявили протестующие, сменяющие друг друга руководители пароходства, приходящие на предприятие извне, «занимаются только тем, что грабят последнее судоходное государственное предприятие в Украине».

«Мы дожили до такого периода, когда действующая команда руководства открыто и откровенно ведёт к тому, чтобы ликвидировать предприятие, передав весь флот частной судоходной компании в Венгрию», — сказал тогда председатель первичной профсоюзной организации пароходства Виталий Татарчук.

Сотрудники “УДП” не могут понять, зачем надо было создавать новую организацию за границей и передавать ей флот, если в Венгрии уже функционируют две дочерние фирмы «Украинского Дунайского пароходства».

После этого ситуация вокруг «УДП» не один раз обсуждалась на сессиях Измаильского райсовета и в Одесском облсовете.

Так, на последней сессии Измаильского райсовета депутаты единогласно поддержали идею сохранения ЧАО «Украинское Дунайское пароходство», для чего было решено поручить постоянной комиссии по транспорту провести аналитику проблемы и донести выводы до высшего руководства Украины. Участие в процессе примут депутаты разных фракций, а для максимальной эффективности будут привлекаться эксперты и профильные специалисты. Подчеркивается, что если процесс передачи УДП состоится, аналогичная участь ждет Ренийский порт, Измаильский порт и ряд других ключевых предприятий Бессарабии.

На недавнем заседании депутатской комиссии по транспорту, связи и морехозяйственному комплексу Одесского областного совета депутат Измаильского райсовета Сергей Арабаджи заявил, что готовится очень серьезная афера.

Передача Венгерской частной компании ликвидных активов «УДП» приведет к невозможности контроля за госактивами, потом к невозможности пароходства обслуживать свои долги и, в конечном итоге, — к банкротству данного предприятия. Если решительные меры не будут приняты, то в дальнейшем сложно будет оспорить эти действия в международных судах», – отметил Арабаджи.

В принятом сегодня депутатами Одесского облсовета обращении отмечается, что в последние годы финансовое положение УДП резко ухудшилось и передача флота венгерской компании только усугубит ситуацию, так как вывод всех ликвидных активов приведёт к невозможности пароходства обслуживать многочисленные долги и его быстрому банкротству. Также в обращении высказывается опасение по поводу того, что наблюдательный совет  Business Shipping Company якобы возглавляет Константин Молодковец – бывший директор Киевского речного порта, который имеет скандальную репутацию.

Депутаты потребовали осуществить проверку деятельности УДП и целесообразности передачи его флота компании Business Shipping Company, на время проверки запретить пароходству какие бы то ни было действия, связанные с передачей, перерегистрацией, сменой органа государственной регистрации судов, а также рассмотреть вопрос соответствия занимаемой должности и.о. главы правления ЧАО Алексея Хомякова.

Что говорят в Украинском Дунайском пароходстве

В свою очередь в “УДП” утверждают, что фирма Business Shipping Company станет единым европейским оператором, который сможет координировать работу пароходства.

«У УДП есть сбалансированный флот, который работает за границей, а есть флот, который находится на балансе дочерних компаний, в частности офшорных. Чтобы объединить весь флот под одним прозрачным юридическим лицом, оптимизировать заработки, привлечь европейское кредитование и таким образом нарастить инвестиции в реновацию флота, УДП через свои иностранные представительства создало новую подотчетную пароходству компанию в Венгрии. Она не принадлежит ни Алексею Хомякову, ни какому-либо другому частному лицу, а непосредственно является собственностью УДП через, как уже было сказано, ее дочернюю компанию. Однако это не понравилось разным группам влияния вокруг УДП, а также одесским депутатам. В результате в Министерство инфраструктуры поступили разные обращения, в частности от народных депутатов, о якобы выведении флота за границы. По этому факту СБУ открыло уголовное производство. Мы как и всегда открыты к взаимодействию с контролирующими органами, сотрудничество идет в спокойном режиме, обмениваемся информацией в рабочем порядке. Балансовый флот предприятия никогда не передавался и не передается», — заявили в пароходстве.

Сложившуюся ситуацию в УДП называют “негативной информационной кампанией, направленной на дискредитацию руководства компании”.

“Мы считаем, что указанные действия, направленные на дискредитацию руководства, является ответом на удачные радикальные управленческие решения по повышению уровня подотчетности, прозрачности и эффективности УДП, которые уже привели к превращению убыточного предприятия в прибыльное, а также позволили очистить пароходство от коррупции и групп влияния”,– считают в “УДП”.

Также в компании опровергли информацию, что председатель правления ЧАО “УДП” Алексей Хомяков и и.о его заместителя были задержаны 11 февраля в аэропорту Одессы во время вылета из Украины.

“Официально информируем, что 11 февраля 2021 года и.о. председателя правления ЧАО “УДП” Алексей Хомяков не планировал вылет из Украины и соответственно не присутствовал в аэропорту Одессы, так же как и и.о. заместителя председателя правления Андрей Кравцов. Также не соответствует действительности распространенная информация в некоторых СМИ о проведении обысков по местам жительства и в офисах УДП”, – говорится в сообщении.

Отметим, что председатель исполкома Национального совета реформ Михеил Саакашвили на встрече с моряками – участниками акции протеста против коррупции в морской отрасли, заявил, что детективы Национального антикоррупционного бюро Украины расследуют законность действий руководителей Украинского Дунайского пароходства.

“Из-за попытки практически украсть 46 теплоходов, стоимость которых около 90 миллионов долларов, НАБУ возбудило дело (в отношении должностных лиц ЧАО «Украинское Дунайское пароходство» – ред.). Они хотят избавиться от пароходства, а реально они избавляются от рабочих мест – от моряков”, – отметил Саакашвили.

По его словам, “ситуация такова, что надо бороться до конца, чтобы остановить отчуждение флота, как это в свое время сделали с Черноморским морским пароходством. Они хотят избавиться флота УДП, создать некое частное предприятие с нулевым капиталом – нельзя этого допустить”.

Как разворовывали ЧМП и причем здесь УДП

Стоит отметить, что в свете последних событий проведение параллелей между УДП и ЧМП не лишено смысла.  В советское время Черноморское морское пароходство и Советское Дунайское пароходство были одними из крупнейших судоходных компаний в СССР.

ЧМП, созданное в 1833 году, к 1990 году было крупнейшим в Европе и вторым в мире. На его балансе находилось 295 морских судов различного класса. Годовой доход пароходства составлял более 1 млрд долл. В ЧМП работали 80 тыс человек, из них 27 тыс плавсостава.

После разрушения единого хозяйственного комплекса сложившегося в СССР на 1991 год, ЧМП оказалось в сложном финансовом положении. Уже в декабре 1992 года общая задолженность ЧМП по кредитам составила 170 миллионов долларов, в том же году списали 28 судов. В сложившейся экономической ситуации, во избежание простоя судов, премьер-министр Украины Леонид Кучма предложил передавать суда офшорным компаниям-посредникам с их последующей регистрацией в иностранной юрисдикции для задействования простаивающего без фрахта торгового и пассажирского флота ЧМП. Президент  Украины Леонид Кравчук это предложение одобрил.

В 1993 году был создан судоходный концерн «Бласко — Черноморское морское пароходство» в форме акционерного общества открытого типа. Согласно указу Президента Украины Кравчука, «Бласко» стал правопреемником всего движимого и недвижимого имущества Черноморского морского пароходства в Украине и за рубежом.

На январь 1993 года ЧМП имело 227 судов, но из них 160 были разбросаны по офшорам всего мира. Начались первые аресты судов по разнообразным, зачастую надуманным, предлогам: так не досчитались 11 из них. После преобразования ЧМП в акционерное общество разрушительные тенденции усилились. Проценты по кредитам росли, доходы «Бласко — ЧМП» укрывались и выводилась в офшорные банки. В результате, против президента концерна возбудили уголовное дело и осудили его за реализацию, как оказалось, ошибочного плана по передаче судов компаниям-посредникам.

В 1995 году флот ЧМП сократился до 186 вымпелов. Были взяты новые кредиты, которые вернуть было уже нереально, и, как следствие, по миру прошла волна арестов судов ЧМП: в 1995—1997 годы компания потеряла 171 судно. На январь 1998 года осталось 15 вымпелов.

На 2004 год компания имела 6 судов и 17 непогашенных кредитов на 11 миллионов долларов. В 2005 году убытки ГСК «ЧМП» составили полмиллиона долларов. По состоянию на сегодняшний день флот ЧМП сократился до одного вымпела.

В 2013 году бывший Президент Украины Леонид Кравчук назвал ошибочным решение о создании акционерного общества на базе Черноморского морского пароходства, что привело к потере Украиной торгового флота.

“Когда возникла проблема содержания Черноморского пароходства, мы, как отдельная страна, искали выход из ситуации. Когда кризис был на пороге, когда инфляция достигала тысячи процентов, сохранить Черноморское пароходство мы не могли, поэтому решили сделать его концерном”, – отметил Кравчук.

“Мы надеялись, что не потеряем, но решения не всегда принимаются настолько точно, что можно сказать: вот это будет правильно”, – добавил экс-президент.

guest

0 коментарів
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Поділіться своєю думкою з цього приводу в коментарях під цією новиною!x