Дякуємо, що читаєте нас українською💪

БИЗНЕС ПО-УРБАНСКИ, или Как утопить Измаильский порт

Владимир Куликов 0 коментарів 155088 перегляду

Ви можете обрати мову сайту: Українська | Русский (автоперевод)


В 2013 году Верховной Радой был принят закон «О морских портах Украины», который позволяет передавать в аренду субъектам хозяйствования целостные имущественные комплексы речных и морских портов. Намереваясь использовать этот закон, в 2011-2012 гг. новые «кризис-менеджеры» довели некогда успешное предприятие – Измаильский морской торговый порт – практически до банкротства.


Неожиданно, в 2016 году, коллектив начали стращать тем, что порт отдадут в аренду «чужакам». Был предложен «единственный рецепт спасения» государственного предприятия – передать порт частично в аренду трудовому коллективу и частично «надежному» частному предприятию.

В профильных СМИ начали появляться материалы, где идея передачи портов Измаил и Рени в частные концессии или в аренду активно лоббировалась Александром Урбанским, на тот момент депутатом Верховной Рады Украины, председателем подкомитета Верховной Рады по вопросам морского и речного транспорта.

Эксперты по морехозяйственному комплексу отмечают, что в это время было предпринято несколько попыток заполучить украинские порты в аренду – провести так называемую «серую» приватизацию, когда порт, например, берется в аренду на срок от 25 лет, чтобы затем через схему «выполнения неотделимых улучшений» выкупить его по балансовой стоимости. И вот 31 октября 2016 года в одной из квартир Измаила на ул. Франко, 24/1 было зарегистрировано Общество с дополнительной ответственностью «Измаильский морской торговый порт.

Портовикам сообщили, что общество с дополнительной ответственностью (ОДО) было создано с целью аренды Измаильского морского торгового порта как целостного имущественного комплекса сроком на 49 лет.

БИЗНЕС ПО-УРБАНСКИ, или Как утопить Измаильский порт

После аренды ОДО «ИЗМ МТП» получило бы в пользование все активы ГП «Измаильский морской торговый порт», в том числе средства на банковских счетах, а также стало бы правопреемником прибыльных договоров предприятия.

Кстати, предполагаемая стоимость аренды Измаильского морского торгового порта публично никогда не озвучивалась.

Но вернемся к новосозданному предприятию.

Уставный капитал ОДО «Измаильский морской торговый порт» составляет 4 миллиона гривен.

БИЗНЕС ПО-УРБАНСКИ, или Как утопить Измаильский порт

В состав учредителей ОДО вошли часть работников Государственного предприятия «ИзмМТП» – 481 человек, и юридическое лицо – ООО «Трансмар».

Следует заметить: появление ООО «Трансмар» в списке учредителей – достаточно темная история. Рядовым учредителям – работникам порта – рассказывали, что ООО «Трансмар» возьмет все риски на себя и, имея достаточный опыт работы на рынке и базу серьезных клиентов, привлечет в порт инвестиции и новые грузопотоки.

Да и в целом процедура создания ОДО не была прозрачной и корректной.

Работников порта тогда убеждали в жизненной необходимости именно такого шага. Под аренду порта обещали «золотые горы» – увеличение грузопотока, рост зарплат и расширение социального пакета. Учитывая, что на момент создания ОДО в Измаильском морском торговом порту работало порядка 1500 человек, понятно, что в число учредителей вошли далеко не все.

Не пояснили портовикам – будущим арендаторам порта и еще одну особенность: в отличие от общества с ограниченной ответственностью, каждый участник общества с дополнительной ответственностью в случае неплатежеспособности юридического лица несет риски не только своими взносами в уставный капитал, но и имуществом, принадлежащим ему на праве личной собственности, например, квартирой или машиной.

Как видно из данных государственных реестров, взнос каждого работника порта в уставный фонд ОДО составляет 4 250 гривен, то есть на каждого из них приходится 0,11% уставного капитала.

После запуска процесса подготовки аренды Измаильский морской торговый порт начал быстрыми темпами пополняться новым дорогостоящим перегрузочным оборудованием, которое до сих пор в работе не используется – порт приобрел колесный гидравлический перегружатель стоимостью 34,3 млн. грн., мобильный гидравлический перегружатель за 39,1 млн. грн., ну и «по мелочи» – погрузчики производства американской компании Hyster, ленточный зерновой транспортер, ленточные перегрузочные транспортеры. То есть налицо приобретение дорогостоящей техники за средства государственного предприятия под нужды частного арендатора.

Существует угроза того, что учредители ООО «Трансмар» Виктор Сечкин и Александра Сечкина, проживающие в Одессе, могут стать конечными бенефициарными собственниками ОДО (контролерами и основными выгодополучателями).

БИЗНЕС ПО-УРБАНСКИ, или Как утопить Измаильский порт

 На первый взгляд, ООО «Трансмар» не владеет той частью уставного фонда, которая позволяет блокировать ненужные или принимать нужные решения на сборах учредителей (акционеров) – им принадлежит 48,89 %. Так в принципе и объяснялось работникам порта – ведь в их суммарной собственности контрольный пакет акций – 51,11 процента уставного фонда нового предприятия.

Но в будущем несложно обеспечить контроль «Трансмара» над Измаильским морским торговым портом». Достаточно, чтобы ООО «Трансмар» при голосовании поддержали хотя бы 12 портовиков. Да и банальную скупку акций никто не отменял. Все помнят, как в 90-е «уходили» акции крупных предприятий, которыми изначально владели члены трудового коллектива? Кстати, примерно по такой же схеме были приватизированы судоремонтные заводы в Измаиле – коллективная аренда плавно превратилась в предприятия, приватизированные кланом Урбанских. Что из этого получилось, мы знаем – хроническая задержка заработной платы, а специалистам, работающим посдельно, и вовсе невыплата.

ОДО было создано в октябре 2016 года и сразу же начало активно заниматься организацией аренды порта. Одним из этапов документального оформления является разрешение на концентрацию активов, которое дает Антимонопольный комитет Украины.

В декабре 2016 года Антимонопольный комитет рассмотрел заявление ОДО о предварительных выводах относительно необходимости получения разрешения на передачу целостного имущественного комплекса в аренду (разрешение на концентрацию активов в случае получения контроля над другим субъектом хозяйствования).

29 декабря 2016 года Антимонопольный комитет отказал ОДО в выдаче предварительного заключения по причине отсутствия информации об исчерпывающем перечне участников концентрации, которые связаны отношениями контроля с ООО “Трансмар”, и предложения о размере арендной платы целостного имущественного комплекса порта.

В предварительном выводе Антимонопольного комитета приведены 4 красноречивые цифры:

– стоимость активов Измаильского порта (объекта аренды) составляет 19,682 млн евро, объем реализации услуг за 2015 год – 19,811 млн евро;

– стоимость активов ООО «Трансмар» (предприятия, являющегося основным выгодополучателем доходов потенциального арендатора) составляет 11,7 тыс. евро, объем реализации услуг за 2015 год – 6,2 тыс. евро.

С точки зрения Антимонопольного комитета, отсутствие данной информации не дает возможности определить круг субъектов хозяйствования, связанных отношениями контроля с участником концентрации, а именно – ООО “Трансмар” и совокупную стоимость их активов или объем реализации товаров (работ, услуг) с учетом отношений контроля всех участников концентрации по итогам 2015 года.

Другими словами, Антимонопольный комитет хочет выяснить, откуда ООО «Трансмар» взяло почти 2 млн. гривен на взнос в уставный фонд, если активы и обороты предприятия не превышали 1 миллиона гривен.

Насколько известно, никакой дополнительной информации ни ОДО, ни ООО «Трансмар» Антимонопольному комитету до сих пор не предоставили. Кстати, на сегодняшний день размер уставного капитала ООО «Трансмар» составляет всего 9 375,00 грн.

Фактически до настоящего времени ОДО «Измаильский морской торговый порт» не осуществляет никакой уставной деятельности, но вовремя подает необходимую отчетность и платит небольшие налоги. Закрывать предприятие никто не собирается, ведь Измаильский морской торговый порт по-прежнему является привлекательным объектом для аренды.

Вот некоторые показатели.

Распоряжением КМУ № 29-р от 23 января 2019 года был утвержден финансовый план порта на 2019 год: доход – 605,1 млн. грн, чистая прибыль – 66 млн. грн, освоение капитальных инвестиций – 65,5 млн грн, плановые перечисления в бюджеты и фонды – 231 млн. грн.

На сайте Министерства инфраструктуры в августе 2019 года был размещен финплан предприятия на 2020 год:

доход – 624,4 млн. грн, чистая прибыль – 43,5 млн. грн, освоение капитальных инвестиций – 10,6 млн грн, плановые перечисления в бюджеты и фонды – 213,6 млн. грн.

Так насколько экономически оправдано намерение сдать Измаильский порт в аренду?

И тут в наш рассказ стоит ввести еще одну фамилию, с которой история Измаильского морского торгового порта и его несостоявшегося арендатора станет чуть-чуть понятнее.

В 2016 году Александр Урбанский, на то время народный депутат, был, напомним, председателем подкомитета Верховной Рады по вопросам морского и речного транспорта.

В 2019 году его старший брат – народный депутат Украины Анатолий Урбанский голосует за закон Украины «О концессиях», который открывает новые возможности для получения в управление Измаильский государственный порт.

Об интересах семьи Урбанских в портовой сфере давно известно, и опыт лоббирования своих интересов у этого клана очень большой. Включая отца семейства, Игоря Урбанского, в семье три депутата Верховной Рады Украины, высокие должности в Министерстве транспорта, участие в судьбе Черноморского пароходства и многое другое.

Начиная с 2014 года в Интернете активно распространялась информация об интересах семьи Урбанских в портовой сфере, и в частности, в порту Белгород-Днестровский. К сожалению, позже эта информация была удалена практически со всех сайтов, но ее следы обнаружились на одном из одесских форумов.

Автор публикации связал руководителя Белгород-Днестровского порта Сергея Сечкина с семьей Урбанских: «Этот деятель делает все возможное, чтобы лишить госпредприятие грузооборота, который умышленно перенаправляется в портопункт «Бугаз», отданный в концессию фирме «Южный Сенат», подконтрольную Урбанским и Барвиненко».

По мнению автора публикации, Измаильский морской торговый порт ожидала судьба Белгород-Днестровского порта: «С момента назначения на должность начальника Белгород-Днестровского морского порта Сечкина, грузооборот предприятия упал в три с половиной раза (!!!), а трудовой коллектив за минувший год заметно сократился и ныне состоит не более чем из восьмисот человек, хотя в лучшие времена здесь трудились около двух тысяч портовиков».

В июле 2013 г. Белгород-Днестровский порт, как и все украинские порты, был разделен на две части: оставшуюся в ведомстве Администрации морских портов Украины, и ту, которая была отдана в концессию частной фирме «Южный Сенат». «Как видим, семейство Урбанских, получив контроль над портопунктом «Бугаз», фактически уничтожает Белгород-Днестровский порт и лишает его грузопотока», – пишет автор.

В 2016 году часть ГП «Белгород-Днестровский торговый морской порт» передана в аренду двум частным компаниям – ЧП «Стивидорная компания «Сенат» (правопреемник ООО «Южный Сенат») и ЧП «Ривер-транс». Как сообщили Центру транспортных стратегий в пресс-службе порта, недвижимое имущество (8 га из 55 га производственных территорий) было передано в аренду в рамках реализации инвестиционного проекта. Цель проекта – увеличение объемов грузоперевалки, ремонт и модернизация техники, строительство нового зернового терминала.

В порту рассказали, что месячная арендная плата взятого в аренду недвижимого имущества составляет более 600 тыс. грн. (без учета индексов инфляции), из которых 500 тыс. грн. направляется в государственный бюджет. И это при том, что ежемесячный доход только от одного его портопункта «Бугаз» составлял порядка 250 тыс. долларов.

Фирму «Южный Сенат», получившую «эксклюзивный» доступ к портопункту «Бугаз», связывают с Игорем Урбанским. Это подтверждает аналитический портал YouControl. Согласно данным портала, по адресу Одесса, ул.Софиевская, д.13 зарегистрировано ООО «Международная агентская компания», учредителем которого является отец Анатолия и Александра Урбанских Игорь Урбанский. Контактный номер телефона компании — (048) 723-75-10. Примечательным является тот факт, что и адрес, и контактный номер ООО «Международная агентская компания» и ООО «Южный Сенат» полностью совпадают.

БИЗНЕС ПО-УРБАНСКИ, или Как утопить Измаильский порт

Неоспоримым фактом является то, что рабочим местом Александра Урбанского, которое он указал в своей автобиографии для регистрации в ЦВК кандидатом в депутаты Верховной Рады, в 2013 году являлось ООО «Южный Сенат». Эти данные позволяют полагать, что компании, вероятно, находятся в одном офисе и имеют определенные бизнес-связи.

БИЗНЕС ПО-УРБАНСКИ, или Как утопить Измаильский порт

Поэтому совпадение фамилий фигурантов этой истории – бенефициаров ОДО «Измаильский морской торговый порт» Виктора и Александры Сечкиных и бывшего начальника ГП «Белгород-Днестровский морской торговый порт» Сергея Сечкина вряд ли можно считать случайным. К тому же, проанализировав страницы указанных лиц в соцсети «Фейсбук», мы пришли к выводу, что все они тесно общаются с однофамильцами, а также матерью семейства Урбанских – Галиной Урбанской.

Господин Сергей Сечкин после ГП “Белгород-Днестровский морской торговый порт» ненадолго назначался на пост директора ГП “Специализированный морской порт “Октябрьск” (сейчас порт «Ольвия»), ну а уволен он с последний должности начальника порта «Черномоморск» уже министром Криклием осенью 2019 года. Отметим, что 8 сентября с.г. Высший антикоррупционный суд Украины вынес решение, которым обязал Национальное антикоррупционное бюро Украины внести в Единый реестр досудебных расследований сведения о совершении преступлений бывшим руководителем ГП «МТП Черноморск» Сергеем Сечкиным и другими должностными лицами. Ранее было открыто дело по Белгород-Днестровскому порту, на данный момент оно продолжается.

Кадровые перемещения господина Сечкина странным образом совпадают с коммерческими интересами ООО «Трансмар», которое принадлежит семье «однофамильцев» Сечкиных, и, тем более, с коммерческими интересами семьи Урбанских, которые занимаются не только измаильскими судоремонтными заводами, но и активно продвигают свои интересы в портовой сфере и морских грузовых перевозках.

При этом исчезновение господина Сечкина с орбиты государственных портов удивительно совпадает с ослаблением позиций Урбанских в Верховной Раде: накануне нардеп Анатолий Урбанский вступает в оппозиционную депутатскую группу «За майбутнє» и входит в Бюджетный комитет, а не в подкомитет Верховной Рады по вопросам морского и речного транспорта. Видимо, этот факт и оказал сдерживающее влияние на морскую отрасль.

Итак, какое будущее готовят Измаильскому морскому торговому порту господа Урбанские?

Похоже, ОДО «Измаильский морской торговый порт» уже стряхнуло со своих документов пыль и готовит их в работу – принятый в 2019 году закон «О концессии» более мягок и не имеет таких жестких ограничений, как закон «Об аренде государственного и коммунального имущества».

Так что уже в скором времени огромное государственное предприятие, в случае успеха замысла Урбанских, возможно, будет приносить доходы вполне конкретным миллионерам – владельцам «заводов, газет, пароходов».

читайте нас в Telegram
guest

0 коментарів
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Поділіться своєю думкою з цього приводу в коментарях під цією новиною!x