На Закарпатье от девочки, спасшей четверых братьев и сестер из пожара, отказались родители
Ви можете обрати мову сайту: Українська | Русский (автоперевод)
Невероятная история произошла на Закарпатье. 13-летняя София Рознийчук , лауреат акции “Герой-спасатель года”, которая осенью 2018 года спасла из огня младших сестер и братьев, осталась одна – и отец, и мать от нее отказались.
“Пожар, который разгорелся поздней осенью 2018 года в небольшом домике на краю села Кобылецкая Поляна на Закарпатье, разделил жизнь Софийки Рознийчук на “до” и “после”. Тогда смелая и сообразительная девочка спасла из огня четверых сводных братьев и сестер, младшему из которых было всего два года. Это было нелегко – огонь отрезал путь к выходу, и выносить детей приходилось по одному на руках через окно. Ей самой тогда было всего 11. Родителей не было – уехали в районную больницу с младшим ребенком”, – пишет “КП в Украине”.
Софийка – молодец: никто из малышей даже не успел наглотаться дыма. Она тоже не пострадала. Единственной жертвой пожара стал дядя девочки (у него была инвалидность) – от полученных ожогов умер в больнице.
Подвиг девочки впечатлил страну – она стала лауреатом всеукраинской акции “Герой-спасатель года-2019”, получила грамоту и планшет – вручал президент. А вот родители поступок Софийки, без которого они наверняка бы потеряли детей, почему-то не оценили… Спасительница братьев и сестер, рисковавшая своей жизнью ради них, оказалась в детдоме.
Как это произошло? После пожара, уничтожившего их кирпичный домик, семья скиталась по родственникам. Но так как у тех и своих семеро по лавкам, вскоре оказались на улице. Дети отправились на вокзал – просить милостыню. Там же, в Ужгороде, их и задержала вызванная кем-то полиция. В итоге ребят отправили в учреждение в поселке Батьево летом 2019 года.
Вот только мальчишек вскоре забрали домой, а Софийку нет. В чем причина девочка не знает до сих пор, а прошло уже два года. В глазах появляются слезы, когда она вспоминает тех, кого считала родными, горькая обида и недоумение: ну как же так? И, главное, почему? Об отце, братьях и сестрах, которых она все равно считает самыми близкими и очень скучает по ним, у нее лучше не спрашивать, как и не задавать вопрос, проведывают ли они ее хотя бы… Не проведывают. София закрывает глаза, пытаясь проглотить подкативший к горлу ком.
А в семье ее, похоже, совсем не ждут. Да и не сможет она уже вернуться – отца за это время лишили родительских прав, а к мачехе и сводным братьям-сестрам она никакого отношения по документам не имеет. Родная мать якобы умерла – так уверяла София, но, как выяснила служба по делам детей, женщина вполне жива и здорова, живет с другой семьей в Виннице. Передала на Закарпатье нотариально заверенную просьбу лишить ее прав на ребенка, так как забирать дочку ей, мол, некуда. Вот так при живых родителях девочка стала сиротой и в марте этого года попала в детский дом.
Отца трижды привлекали к ответственности
За это время в бывшей Сониной семье родились еще дети, теперь их там уже семь. Как говорят знающие эту семью люди, София фактически обеспечивала их всех – попрошайничеством, как научили.
– Отец три раза привлекался к ответственности за то, что склонял детей к попрошайничеству, – рассказывает “КП в Украине” начальник службы по делам детей Раховской райгосадминистрации Елена Кокиш. – Мы его искали полгода, чтобы он пришел в детдом к ребенку хотя бы пообщаться, но он уехал в Киев и не появлялся. И тогда мы приняли решение подавать иск в суд на лишение его родительских прав.
Еще одна версия, которая ходит среди местных, почему Софию так долго не забирали из детдома: потому что она уже “взрослая”, и денег на нее не получают. У ромов в 13-14 лет девочки уже замуж выходят…
Остальных детей оставили с матерью – мачехой Сони. У нее есть статус матери-одиночки.
В глазах девочки – боль и непонимание происходящего. Ей никто ничего так и не объяснил. София каждый раз спрашивает папу, когда с ним созванивается: “Когда ты меня заберешь?” Но внятного ответа от него она так и не услышала… Хотя для всех он очевиден – уже никогда. А ведь девочка делала все в ее детском понимании, что могла, чтобы ее любили в этой не совсем родной семье…
Мечта – стать спасателем
София вытаскивает из шкафа форму спасателя – ее ей подарили тогда же, на награждении, в придачу к грамоте и планшету.
Сейчас форма уже немножко маловата. Ничего – девочка уверена, что через какое-то время у нее будет такая же, но уже – настоящая. После того пожара, на котором она опробовала новую для себя роль, София решила стать спасателем – и за два года ее планы не изменились.
Во время рассказа о своей будущей профессии ее лицо светлеет, и она широко раскрывает глаза, уже не боясь захлебнуться слезами на глазах у чужих. Держать себя в руках девочка умеет… Хотя при взгляде на нее понимаешь, какая зияющая кровоточащая рана у нее в душе, видно, насколько ей больно…
– Когда мы ехали с Софией на награждение в Киев в сентябре 2019-го, она живо интересовалась нашей работой, пожарными машинами, – рассказывает “КП в Украине” руководитель пресс-службы ГСЧС в Закарпатской области Наталья Батыр. – Определенно, грамота, которую она получила, будет играть роль – такие дети имеют приоритет при поступлении. Но для начала ей надо получить школьное образование…
“В детдоме будет лучше”
Этим сейчас и занимаются в детдоме. Хотя она уже должна была учиться в седьмом-восьмом классе, Соня только-только освоила программу второго. Когда попала в учреждение – не умела ни читать, ни писать, ни говорить по-украински. Сейчас же – щебечет, как соловей.
– У нее другая картина мира, ей куда важнее зарабатывать, чем учиться, – говорит Елена Кокиш. – У этого ребенка очень тяжелая судьба. Она не шла поначалу на контакт вообще. В своем районе, в горной местности, она просто пропадет или отец заберет и вернет в попрошайки. А здесь она сможет увидеть другую сторону медали. Она не заслуживает жизни на улице.
Но, несмотря на все, София мечтает увидеть родных, особенно – братьев и сестер, по которым скучает больше всего.
– Мы готовили иск в суд в интересах ребенка, ведь если она вернется на улицу – это ее погубит, – уверена Елена Кокиш. – Отец даже не пытался устроить ее в школу, чем уже нарушил право ребенка на получение образования. Я считаю, что для нее лучше быть в детдоме. Вы посмотрите, какая она была, а какая стала – хорошо выглядит, свободно говорит…
Чего хочет сама София? Как она отвечает – вольной жизни… В ее понимании это как прежняя жизнь: сегодня – в Киеве, завтра – в Виннице… Без привязки к чему-либо. Но у чиновников другое мнение на этот счет.
НА ЗАМЕТКУ
Сотрудники ГСЧС в Закарпатской области просят поддержать морально Софию Рознийчук – написать ей письмо. Они сами все это время держат с ней связь и не раз навещали ее в детдоме. Но дополнительно несколько теплых слов не помешают.
Адрес: Закарпатская область, Мукачевский район, 89640, пгт Чинадиево, ул. Санаторная, 75а.
Позаштатний кореспондент Бессарабії ІНФОРМ