Комариная атака. Кто виноват? И что делать?
Ви можете обрати мову сайту: Українська | Русский (автоперевод)
За последние две недели в нашу редакцию было множество звонков от наших читателей с просьбами разобраться в причине «комариной атаки». Измаильчане констатируют, что так сильно насекомые не «заедали» их очень давно.
За разъяснениями мы обратились в Измаильскую городскую санэпидемстанцию. «В этом году комаров и вправду очень много, — рассказывает врач-энтомолог Валентина Балабан, — Погода создала для этих насекомых весьма благоприятные условия».
Есть, правда, еще одна причина: в нынешнем году у нас не проводились мероприятия по борьбе с насекомыми. В Украине для обработки водоемов с этой целью можно использовать лишь один препарат — бактокулицид. «Это бактериальный препарат четвертой степени токсичности, в советское время он считался благоприятным для обработки водоемов», — объясняет Валентина Николаевна. Но сейчас это не так. В законе Украины «Об агрохимикатах и пестицидах» дано четкое определение пестицидам, и названный препарат, к сожалению, подпадает под это определение. А значит использовать его следует очень осторожно. Остальные препараты еще более токсичны. Их можно применять для обработки подвалов, луж, но только не водоемов, которые находятся вблизи Дуная и имеют подземную гидравлическую связь с рекой.
«На днях мы с представителями УЖКХ обследовали один из каналов, который является основным источником выплода комаров. Там масса людей — купаются, ловят рыбу. Этот канал мы обрабатывать не можем, — поясняет врач-энтомолог. — К тому же, в начале года мы получили рекомендацию «сверху» пересмотреть взгляды на обработку водоемов. Но даже если бы обработка и была проведена, уверяю вас, при таких погодных условиях она бы совершенно не спасла ситуацию. Прошли дожди, на территории города образовались водоемы, в дополнение к уже существующим. Кроме того, на дачах и приусадебных участках люди держат емкости с водой (ведра, корыта, бочки), чаще всего про запас, для полива. Они также являются прекрасной средой для размножения насекомых», — продолжает Валентина Николаевна.
Самый оптимальный и безопасный выход — это ликвидация водоемов, которые продуцируют гнус, или их благоустройство в соответствии с противокомариными требованиями. А проблемных водоемов в городе хватает. Так, в начале ул. Чкалова на балке после дождей образуется замкнутый пониженный участок рельефа, который постоянно заболачивается. Если дожди идут часто, там целое лето стоит вода. Оказывается, из таких больших луж, где мелководье и легко прогревается вода, происходит гораздо больший вылет насекомых, чем с полноценного водоема.
К тому же, более 20 лет в Измаиле не проводятся мероприятия по ликвидации или благоустройству водоемов. Так, глубина водоемов, расположенных в жилой зоне, должна быть не менее 1,5 м, в прибрежной зоне — не менее 1 м, при условии регулярного удалении растительности, т.к. именно у берегов в траве и водорослях комары активно откладывают потомство. Работы по благоустройству этих территорий должны выполняться силами Управления жилищно-коммунального хозяйства, но УЖКХ только разводит руками — денег нет, поясняет Валентина Николаевна.
Еще один источник пополнения «отрядов» кровососущих — «дренажный канал» от первого погрузрайона порта до второго. Поначалу его чистили, а потом перестали — поменялось начальство в порту. Канал стал зарастать и превратился в очаг выплода.
«С точки зрения экологической безопасности и малярийного оздоровления территории города необходимо ежегодно, планово и поэтапно проводить комплекс гидротехнических мероприятий, направленных на ликвидацию мест, неблагополучных по выплоду комаров, и содержать водоемы в соответствии с противомалярийными требованиями, в том числе и на прилегающих к городу территориях», — поясняет врач-энтомолог. «Почему это важно? Комары — основные переносчики инфекций, а Измаил является территорией с высокой степенью риска возникновения локальных случаев малярии. Это связано с тем, что у нас проживает много «плавиков». Некоторые из них болеют в рейсах, потом возвращаются домой. Человек вылечился, но в течение трех лет он остается разносчиком инфекции. Температурные условия у нас благоприятные для развития малярийного плазмодия в крови», — предупреждает Валентина Балабан.
Старожилы города, возможно, помнят 50-е годы, когда в нашем городе бушевала малярия. Нельзя допустить повторения эпидемии. Валентина Николаевна рассказала, что в последнее время в Измаиле участились случаи делофиляриоза. Это тропический глист, который заносится в тело человека при укусе комара, живет и передвигается в подкожной клетчатке (человек даже чувствует его шевеление). Глист движется куда угодно, может остановиться в глазу, в лимфоузлах и т.д. Переносчиком этого глиста является комар. Интересно, что на сегодняшний день самые высокие показатели смертности в мире — от укуса комара. Как видите, не такие уж и безвредные эти маленькие кровопийцы.
Кто же должен следить за чистотой и надлежащим состоянием водоемов, чтобы не подвергать опасности здоровье измаильчан? Как пояснила Валентина Николаевна, обязанности санстанции в этом вопросе следующие: провести мониторинг, указать границы участков, на которых необходимо провести обработку, назвать наиболее благоприятные сроки для обработки, проконтролировать выполнение работ.
А вот ответственными за проведение и финансирование мероприятий являются ведомства, организации, в том числе корпоративные, добровольные и т.д., в подчинении которых находятся территории, неблагоприятные для выплода. В нашем городе эти территории расположены на землях городского совета. Отсюда следует вполне логический вывод относительно ответственного за состояние водоемов.
Поэтому за дальнейшими комментариями мы обратились к заместителю городского головы Сергею Баткилину.
Как пояснил Сергей Львович, городской совет готов хоть сейчас выделить средства, чтобы потравить насекомых, если санстанция подаст смету. «Сейчас решается вопрос, какой именно препарат использовать для обработки территорий, потому как пестициды в черте города применять уже не разрешают — прокуратура проводит проверки, — добавил он. — Мы каждый год выделяли деньги на закупку препарата. Теперь говорят — этот препарат нельзя применять. Так скажите, какой можно».
Также Сергей Баткилин заявил, что в обязанности хозрасчетного отдела при санстанции входит обработка подвалов и луж. «Заболоченность по ул. Чкалова, по сути дела, и есть лужа. Никто не заставляет их обрабатывать озера. У нас озер в городе раз-два и обчелся… Санстанция также утверждает, что надо уничтожить камыши. Но если мы уничтожим камыши, то не будет птиц, не будет лягушек. Если санстанция применит пестицид, то вместе с комарами погибнут птицы. Готов ли кто-то уничтожать птиц? Что тогда скажут экологи? Сегодня птицы в городе начали петь. А я помню, как после пуска целлюлозно-картонного завода в городе перестали появляться певчие птицы. Проблема? Проблема. У нас в городе в 70-х гг. появилась белая бабочка, побрызгали — погибли птицы. Не надо забывать, что вместе с комарами мы уничтожаем что-то еще», — прокомментировал заммэра.
Е. ДРОЗДОВА.
Позаштатний кореспондент Бессарабії ІНФОРМ