Килийский район: творчество Любови Машлевской
Ви можете обрати мову сайту: Українська | Русский (автоперевод)
Творчество мастерицы-вышивальщицы Любови Машлевской давно известно за пределами района, области и даже страны. Вышивка для Любы – это жизнь, и в полной мере это смогли ощутить те, кто побывал на ее первой персональной выставке в сентябре. Тогда мастерица сама проводила экскурсии для посетителей, рассказывала о своем творчестве. На одной из таких экскурсий мне и посчастливилось познакомиться с Любой Машлевской и узнать ее еще и как сильную, целеустремленную, светлую, жизнерадостную личность.
Когда видишь рушники и картины Любы, которые выполнены настолько профессионально, что ни узелочка, ни ниточки не видно с изнаночной стороны, тяжело поверить, что у автора этих работ нет рук. В пятнадцать лет из-за тяжелой болезни Любе пришлось ампутировать кисть правой и пальцы левой руки. Это стало тяжелым испытанием для юной девушки, но она смогла с ним справиться, победить саму себя, стать сильнее и идти вперед к своей мечте. Этот перелом в душе стал для девушки стартом – началом новой жизни.
– У меня, можно сказать, две жизни – жизнь до ампутации и уже теперешняя, – говорит Люба. – Но я благодарна Богу, что так случилось. У меня замечательные друзья. Я, наверное, с руками не делала бы того, что делаю сейчас. У меня, наверное, не было бы образования. Да, мне тяжело, я не скажу, что мне легко. Я дольше все делаю. Некоторых людей это даже раздражает. Например, что долго заявление пишу. Я вижу, что нервничают. Но надо воспринимать меня такой, какая я есть. А почему мне комфортна эта жизнь, потому что у меня такое замечательное окружение. Я рада, что живу, творю. Я могу с гордостью поднять голову вверх и сказать: «Я счастлива».
Меньше всего Люба Машлевская хочет вспоминать о своей болезни и меньше всего нуждается в сочувствии. Она живет полноценной жизнью и хочет, чтобы к ней относились как к обычному человеку:
– Мне многие говорят: «Ты этой выставкой доказала прежде всего себе…» Но мне не надо себе доказывать ничего. Я знаю, на что способна. Я хочу другим доказать. Потому что очень многие в инвалидов не верят. Инвалиды бывают разные. Не надо так категорически: ты не сможешь, ты не потянешь.
Всей своей жизнью Люба доказывает, что инвалидность – не приговор и не повод отказываться от мечты. В этом году она получила диплом о высшем образовании. Окончила заочное отделение факультета украинской филологии Киевского национального педагогического университета им. Драгоманова и получила специальность – учитель украинского языка и литературы, зарубежной литературы и практического психолога. Параллельно с учебой в университете в 2008-2009 Люба училась на курсах вышивальщиц в Центре реабилитации инвалидов под Киевом.
Вышивка – это вдохновение, отдушина, сама жизнь. Если очень понравилась картина, Люба может вышивать с утра до вечера. Тематика ее картин разнообразна – тут и тема религии, украинская тема, цветы, тема детства. Но в каждой работе частичка души, вдохновения автора. Это мастерство, которое она освоила профессионально, не раз помогало ей в жизни.
Свои первые работы Люба вышила перед самой операцией. Вышивать ее научила женщина из западной Украины, которая ухаживала в больнице за ребенком. Эти первые, еще неумелые работы ей особенно дороги. После операции Люба продолжила вышивать. Учиться этому ей пришлось заново, как и писать, и делать элементарные вещи, потому что она «правша», а теперь приходится все делать левой рукой. Сколько для этого потребовалось усилий, сложно представить. Свои работы талантливая девушка дарила друзьям, знакомым, врачам.
К тому времени как Любовь Машлевская поступила на курсы вышивальщиц в Центр реабилитации инвалидов под Киевом, у нее уже было около 100 готовых вышивок. Люба признается, что считала себя мастером и не представляла, чему ее могут научить.
– Та женщина в больнице научила меня вышивать, но непрофессионально. А здесь правильный отступ, вот эти вот рубчики, правильный просчет мережки. Чем началось, тем и заканчивается, – показывает Люба отличие работ до и после курсов. – Этому всему меня учили в Центре. Но это настолько сложно. У меня в группе только 3 человека из 15 научилось правильно вышивать крестиком. Все остальные вышивали с непрофессиональной изнанкой.
Сейчас я веду курсы «Мастерство рукоделия». Чтобы научиться так вышивать, надо думать. Это как в шахматах. Надо продумывать даже не один, а 3-4 стежка вперед. Иголку, например, нельзя втыкать на обратную сторону и вытаскивать. Я постаралась своих в группе всех правильно научить. Честно вам скажу, они не все хотели.
Люба Машлевская владеет 44 техниками вышивки из 106 существующих, большинство из них были представлены на ее выставке. Всему, что умеет сама, Люба уже 5 лет учит на курсах.
Девушке часто приходилось сталкиваться с неверием в нее со стороны окружающих, но это ее не только не останавливало, а придавало сил и желания ни за что не сдаваться. К примеру, на курсах вышивальщиц преподаватель не верила, что Люба сможет научиться вышивать профессионально:
– Когда спросила Татьяну Николаевну: «Как вы думаете, кто из нас будет вышивать?» Она назвала четырех человек, но моего имени в том списке не было. Меня это так затронуло. Я ведь настолько любила вышивать, мне так это нравилось, я жила вышивкой. Если бы она могла только мне в душу заглянуть и эти чувства увидеть! Но я просто себе сказала: я не брошу вышивку, я буду вышивать.
В результате Люба стала гордостью Центра, освоила все 44 техники, которым учили на курсах. Девушка очень любит и хочет учиться. Мечтает о втором высшем образовании.
После получения диплома, окрыленная Люба начала искать работу по профессии (до этого она работала в детской библиотеке). Но тут ее ждало новое испытание. Работодатели не хотели брать на работу, некоторые прямо говорили, что она не справиться:
– У меня одно высшее образование и четыре специальности, полученные на курсах. Я оператор компьютерного набора, вышивальщица, швея и социальный работник. И по всем этим профессиям я действительно могу работать. В меня просто не верят. Куда я ни стучала, передо мной закрывались двери. Некоторым нужен был стаж работы, опыт работы. А откуда же он возьмется, если меня никто не хочет брать? А некоторые просто говорят: «Ты не сможешь». Но никто не сказал: «Люба, давай попробуем. Не сможешь – уволишься». Нет, вот почему-то не верят в инвалидов. Я знаю, что мне очень много придется доказывать – не себе, а окружающим, что я на что-то способна, что я могу работать, что, самое главное, я хочу работать.
Я уже не раз говорила в интервью: инвалиды – это люди, которые все могут, но не всегда хотят. А так человек может ко всему приспособиться. Что я видела, это только я знаю. У меня в Центре были друзья – без рук, без ног, но они чемпионы, у них столько медалей, у них такие достижения. Они натирали протезами ноги до крови, они кожу сдирали, но они достигали своего. Самое главное – это желание. У меня оно огромнейшее. Я всем докажу, что инвалиды тоже на многое способны. Они очень многое могут. Им только надо дать шанс и немножечко помочь.
И опять в сложной ситуации Любе помогла вышивка. После выставки на девушку обратили внимание, ей предложили работу. Теперь она работает психологом в Килийской первой школе и благодарна за то, что ей дали шанс проявить себя:
– Выражаю искреннюю благодарность зав-районо Сергею Ивановичу Мергуту, который дал мне шанс, и не побоялся взять меня на работу по специальности. Спасибо директору первой школы Владиславу Андреевичу Татару, который относится ко мне с пониманием, и поддерживает в моей работе. Думаю, я оправдаю их доверие.
Можно, конечно, все достижения Любови Машлевской приписать врожденной силе характера. Но скорее здесь колоссальная работа над собой и поддержка близких, окружения:
– Если честно, после ампутации я перестала разговаривать. У меня был психологический шок. Удар был очень серьезный, – объясняет Люба. – Но в моей жизни появилась психолог, которая сказала мне такую фразу, никогда ее не забуду: «Когда тебе плохо, ты вспоминай о тех людях, которым хуже, чем тебе, у которых вообще по плечи нет рук. Они же как-то живут, и они многого достигают». И она мне несколько примеров дала из своей жизни, кого она встречала.
Я тоже человек, я тоже не всегда жизнерадостная, не всегда улыбчивая, мне тоже бывает больно, тяжело, бывает даже плохо, очень плохо. Но я всегда вспоминаю о тех людях, которым хуже, чем мне. Потому что я еще что-то могу в этой жизни. Я могу приготовить еду, могу сделать всё что хочу и что мне нужно. И вообще, если я чего-то захочу, я все могу.
Люба Машлевская стремится показать окружающим людям, что никогда не нужно опускать руки, всегда стоит бороться и идти к своей мечте:
– Я хочу людям просто доказать, что у всех есть проблемы, и надо относится к этому как-то мягче, проще, иначе, просто посмотреть на все другими глазами. Есть люди, которым хуже, чем нам, и они живут, они радуются, они улыбаются. Вот, например, Ник Вуйчич, видели? У него вообще нет ни рук, ни ног. У него вместо ноги подобие ласты. Какие он аудитории собирает! Сколько он людей к жизни возвращает! Какой он оптимист! Женился, родил ребенка. Это настолько сильный человек. Что ему – легче? Ему очень трудно. Но он улыбается, он жизнерадостный. Это действительно тот человек, с кого надо брать пример.
У меня очень тяжелое заболевание, которое неизлечимо. Я каждый день на препаратах. Не выпью таблетку – мне очень плохо. У меня тоже много проблем. Если углубиться во всю мою жизнь, то, честно, можно расплакаться. Но я стараюсь об этом меньше думать и говорить. Я не хочу, чтобы меня жалели. Я к себе жалости не требую. Хочу, чтобы меня воспринимали здоровым, нормальным, адекватным специалистом.
Во всех жизненных трудностях Любу поддерживает, верит в нее самый родной и близкий человек – мама Юлия Ивановна:
– Мама это все. Она тот фундамент, та основа, без которой этого всего бы не было, без которого даже и меня бы не было. Мама – это очень многое в моей жизни. Я, наверное, даже слов правильных не подберу, чтобы выразить свои слова, свои эмоции, свое внутреннее состояние, что для меня значит мама. Она в меня верит, она поддерживает, всегда говорит: «Ты сможешь, ты сильная».
У Любы много знакомых, она не сидит на месте, любит общаться. А еще у нее есть надежный тыл – друзья, которые всегда поддержат и поймут:
– Мне буквально вчера задали вопрос: «У тебя есть друзья?» У меня есть друзья, но почему-то они все здоровые. А вот с инвалидами мне сложно. Я немножко их не понимаю. Я не понимаю, что они, имея образование, просто сидят дома. Или не имея образования, не хотят его получить. Как это не хотеть работать? Это же так классно! Это чувство не передать.
Свое призвание Любовь Машлевская видит в работе психолога или социальной работе:
– Я люблю вышивать, люблю творить, люблю выкладывать узоры на ткань – это моя жизнь, это мое. Но это не то, чем бы я хотела заниматься и зарабатывать. Все равно я хочу в коллектив, я хочу общения, хочу помогать людям, хочу жить для людей и ради людей. Я хочу что-то изменить. Хотя понимаю, что не изменю наш менталитет, всего вот этого отношения к инвалидам.
И. ДИГИЧ, Дунайская заря
Позаштатний кореспондент Бессарабії ІНФОРМ
молодец