Коррупция в портах: “Сотни встреч с Тигипками и Круками – никто не помог”
Ви можете обрати мову сайту: Українська | Русский (автоперевод)
Украинские экспедиторы, транспортники и логисты выступили с инициативой по борьбе с коррупцией в транспортной отрасли.
О теневых схемах и методах борьбы с ними рассказал Александр Захаров, заместитель гендиректора ассоциации международных экспедиторов Украины (АМЭУ), координатор общественного комитета “Нет коррупции на транспорте”.
Кто инициировал создание комитета и кто входит в него? Каковы его цели?
В портах Украины работают сотни экспедиторских компаний. Это и специфика международного бизнеса, и наша специфика, которая предполагает наличие профессионала по организации не только физической смены транспорта, но и документарного сопровождения.
К примеру, груз приплыл на судне из Китая или Турции и был оформлен по международным правилам оформления документов. Но у нас в стране действуют другие правила, нормативы и документы должны быть соответствующим образом “подстроены” под наше законодательство.
А если груз идет из Китая транзитом в Россию, Молдову, то надо выполнить документарные формальности и этих стран, чтобы не было остановок транспорта на границах с ними.
И вот, на стыке разных видов транспорта расцвела коррупция всех без исключения организаций, которые только можно выдумать и “вписать” в технологический процесс.
Таможня, карантин растений, ветеринарная служба, экологическая служба, СЭС, многочисленные налоговые и даже периодически СБУ – все желают принять участие “в процессе”. Все или занимаются поиском “блох” в документах, или просто тупо называют ставку за беспрепятственный проезд через государственный морской порт.
10-50-100-1000 долларов за контейнер или за тонну груза – обычные ставки за “обслуживание” в государственных припортовых службах.
Инициативная группа работает уже много лет. Но в разные годы активистам не давали работать в портах, возбуждали уголовные дела, проводили надуманные обыски и прочее.
Наверное, вы помните автоколоны дальнобоев, перекрывавшие Киев 4 года назад. Было перекрытие трассы Одесса-Киев, встреча активистами тогдашнего премьер-министра Николая Азарова в Одессе, когда он убегал от экспедиторов, водителей через задний выход обладминистрации. Во всем этом участвовали мы – инициативная группа неравнодушных одесситов.
В 2011 году мы были 7 раз на приеме у губернатора Одесской области и его замов. Собирали расширенные встречи с правоохранителями, СБУ, таможней. Были отдельные успехи. Периодически сажали или переводили на другие должности пойманных с гигантскими наличными суммами начальников Южной таможни, но кардинально изменить ситуацию мы не смогли.
Госсистема работала и работает намного эффективнее, наглее нас. И, кроме того, у этой машины в помощи весь госаппарат, который борется с нами за наши же деньги (прокуратура, суды и прочее).
Сегодня цель комитета та же – прекратить коррупцию в портах. Более 200 компаний, хоть и не все, собрались и известили, что больше мы не будем участвовать в коррупционных действиях в портах. Надоело.
Какие коррупционные схемы существуют сегодня?
Все достаточно просто. Таможня, карантин, экологи действуют следующим образом. Приплыл контейнер с грузом из Китая для дальнейшей отправки его в Харьков или в Москву. Таможенник знает, что государственного автотранспорта уже нет, и будет подан в порт для отправки контейнера частный тягач с прицепом (естественно, зарегистрированный в таможне дополнительно).
Большинство таких тягачей взяты в кредит или в лизинг, а владельцу заплатят только тогда, когда он поедет. Знает это и таможенник. И теперь его (таможенника) главной задачей становится любым способом задержать тягач с грузом в порту.
Зачем? А потому что каждый метр в порту платный, простой контейнера также исчисляется под 100 долларов в сутки, лизинг тягача иногда под 200 евро в сутки.
И начинается: “А давайте взвесим тягач и контейнер. А давайте посмотрим, что внутри, а мне не нравятся ваши документы”.
Расценки на оформление грузов |
И государственный таможенник отправляет тягач на частные платные весы, на досмотровую рампу, где очередь на несколько дней вперед, требует привезти из Китая новые документы.
Как поступит владелец тягача или экспедитор, который считает каждый час своей работы? Уже и ставки за коррупционные действия таможенника известны. Причем все прекрасно знают, что никакой контрабанды и близко нет. Те же 10-50-100-1000 долларов за контейнер или за тонну груза, и все на усмотрение чиновника, все в его воле. Ситуация патовая.
Пойдешь заявлять на действия таможни – твой тягач или груз останется в порту на многие месяцы и убытков принесет десятки тысяч долларов. Пойдешь жаловаться – тебе вообще работать дальше не дадут.
Включится “тяжелая артиллерия”, и большие таможенные бонзы все сделают, чтобы жалобщик никогда не мог нормально работать. Из прокуратуры ответ на твою жалобу приходит через 1,5 месяца, и в 100% случаев “нарушений не выявлено, нет необходимости для принятия мер прокурорского реагирования”.
Суды длятся в транспортной теме по 5 лет и “вытягивают” даже из крупного экспедитора столько денег, нервов, что судиться с госорганом бесполезно. За это время потеряешь и клиентов, и коллектив.
Хуже всего, что в связке с таможней оказались и государственные порты, которые категорически не хотят изменять технологию оформления грузов, сами каждый раз придумывают все новые и новые способы поставить дополнительные шлагбаумы внутри и “стричь купоны” скоро уже с морского воздуха. Все наши попытки жаловаться остаются без ответа или без реакции.
Для ликвидации данных схем нужны кадровые решения, изменения нормативных документов?
Обязательная люстрация всех работников таможни, госкарантина, экологической службы…
Все нынешние работники этих организаций не могут уже работать без коррупции.
Изменение технологии оформления с тем, чтобы исключить контакт чиновника и частного экспедитора. Сейчас доходит до смешного. Даже в “едином окне” оформления на пальцах инспектор показывает цифры, а экспедитор вынужден согласиться, чтобы груз не стоял.
Расчет будет уже не на рабочем месте, а где-то в городе с другим человеком.
Но! Если ты не рассчитался за предыдущий период, дальше будешь стоять неделями. И самое большое наказание для такого экспедитора будет то, что у него не захотят брать деньги “за ускорение”. То есть, тягачи, вагоны, контейнеры встанут на месяцы и компания, где работает такой экспедитор, в лучшем случае, просто уволит этого “горе-работника”, а в худшем – потеряет клиента. Потому что клиент не захочет нести ужасающие убытки от того, что экспедиторы не смогли “договориться” с таможней, карантином, экологами, даже пограничниками или СБУ.
Описанное – та реальность, в которой коррупция невиданно расцвела, поглощает миллионы долларов из карманов украинцев и превращет их в золотые унитазы и шикарную жизнь государственных “контролеров”. И просвета нет! Где службы внутренней безопасности таможни? Где контроль за действиями таможни от СБУ? Нигде!
Может ли разделение Миндоходов на налоговую администрацию и Таможенную службу повлиять на уменьшение коррупции в отрасли?
Никак не влияло и не влияет. Меняются только направления потоков коррупции. До соединения потоки шли в карманы ставленников Калетника, после объединения и ожесточенной борьбы за черный нал часть отвоевал для себя Клименко.
Инициатива создана недавно. Есть ли понимание ее необходимости среди чиновников Мининфраструктуры, госпредприятий, таможенников, правоохранителей?
Мы инициативной группой работаем уже 5 лет. За эти годы наших коллег разоряли, покупали, устраивали показательные уголовные дела для несогласных. Мы испытали все прочие прелести государственной машины.
Никакой помощи от чиновников мы никогда не получали. Один раз после “встречи Азарова в Одессе” в главной таможне приняли специальный приказ, чтобы мы замолчали. Через несколько месяцев этот хороший, нужный приказ был отменен. Его так никто и не собирался выполнять. Его приняли, только чтобы мы замолчали.
И еще один раз Прокуратура действительно среагировала на наш крик о помощи и внесла представление в СБУ, чтобы убрали своих “вороватых контролеров” в портах и не мешали транспортному процессу без реальной и законной необходимости. А сотни других наших “криков” остались и остаются без ответа.
В парламенте не мало депутатов, представляющих транспортный комплекс. Они помогают?
Мы не рассчитываем на парламент. Никогда ни один депутат реально нам не помог. У нас были сотни встреч с Тигипками, Кужелями, Царевыми, Круками и десятками других.
Все они слишком далеки от реальной жизни и никогда не занимались нашими реальными проблемами.
Надо также учесть, что у нас очень специфические вопросы, и в них может разобраться только специалист.
Намерены ли вы встречаться с новым министром инфраструктуры Максимом Бурбаком?
Смысл встречаться с новым министром? В лучшем случае он отдаст команду тем же чиновникам министерства, которые и так или вообще ничего не понимают, или уже сами участвуют в коррупционных схемах.
Транспортное министерство в нынешнем виде вообще никому не нужно! Транспорт уже давно весь частный, а государственные порты и железная дорога имеют свои управления. Тысячи и тысячи чиновников не только в Министерстве транспорта, но и в обладминистрациях, ответственные за транспортные направления, занимаются только тупыми бумажными отчетами и ничегонеделанием за народные деньги и дальнейшие пенсии госслужак.
Готов ли новый министр засучить рукава? Или повторит беславный путь Червоненко, Рудьковского, Винского и прочих “руководителей” транспортной отрасли, которые только своими грязными делами и остались в памяти?
Не говоря уже о деятельности недавнего министра Бориса Колесникова, очень большого специалиста в транспорте и поездах “Хюндай”. Стоит ли к такому деятелю обращаться за помощью? Потерянное время, а еще и за визит денег потребуют.
Какие ближайшие планы у комитета?
Работа с прессой, максимальное освещение нашей позиции. Создание рабочих групп быстрого реагирования из членов комитета для решения текущих задач в портах, если очередной чинуша не желает оформлять грузы без подношений. Опыт у нас уже в подобной работе есть. Встречи с прокуратурой и СБУ в надежде убедить нам помогать.
«Інсайдер»
Позаштатний кореспондент Бессарабії ІНФОРМ