В Килии на Покрову прошло сразу два храмовых праздника (фоторепортаж)

В Килии на праздник Покровы Святой Богородицы сразу две церкви отмечают храмовый праздник – Свято-Покровский собор, а также Старообрядческая церковь. Кроме того, собор отметил юбилейную 185-ю годовщину со дня возведения. Как и полагается, в этот день много прихожан пришли поздравить настоятеля и друг друга. Об этом сообщает “Бессарабия INFORM”. 

Присоединился к поздравлениям также глава Килийской громады Вячеслав Черявский, который посетил службы в обоих церквях и преподнес настоятелям памятные подарки.

Также в этот день свой День рождения праздновал Благочинный Килийского округа отец Михаил Павлишин.

Старообрядческий храм:

В Килии на Покрову прошло сразу два храмовых праздника (фоторепортаж)

В Килии на Покрову прошло сразу два храмовых праздника (фоторепортаж)

В Килии на Покрову прошло сразу два храмовых праздника (фоторепортаж)

В Килии на Покрову прошло сразу два храмовых праздника (фоторепортаж)

В Килии на Покрову прошло сразу два храмовых праздника (фоторепортаж)

В Килии на Покрову прошло сразу два храмовых праздника (фоторепортаж)

В Килии на Покрову прошло сразу два храмовых праздника (фоторепортаж)

Свято-Покровский собор:

В Килии на Покрову прошло сразу два храмовых праздника (фоторепортаж)

В Килии на Покрову прошло сразу два храмовых праздника (фоторепортаж)

В Килии на Покрову прошло сразу два храмовых праздника (фоторепортаж)

В Килии на Покрову прошло сразу два храмовых праздника (фоторепортаж)

В Килии на Покрову прошло сразу два храмовых праздника (фоторепортаж)

В Килии на Покрову прошло сразу два храмовых праздника (фоторепортаж)

В Килии на Покрову прошло сразу два храмовых праздника (фоторепортаж)

В Килии на Покрову прошло сразу два храмовых праздника (фоторепортаж)

В Килии на Покрову прошло сразу два храмовых праздника (фоторепортаж)

В честь праздника местное издание “Наше время” поделилось с жителями города историей Свято-Покровского храма:

“Густым, пронзительным напевом разносится в небе над Килиёй колокольный звон Свято-Покровского собора. Входя в уши, он проникает в сердца, наполняя души.

И в этом колокольном перезвоне есть особенный колокол, полученный в память о чудесном спасении царской семьи в железнодорожной аварии, произошедшей 17 октября 1888 года. Вот как описано событие того времени: «Император Александр III вместе со всей семьёй и сопровождающими лицами возвращался на поезде из Крыма в Санкт-Петербург. Императорский поезд мчался по высокой насыпи со скоростью 58 вёрст в час и внезапно, между станциями Борки и Тарановка Харьковской губернии, сошёл с рельсов. Сильный толчок сбросил с мест всех пассажиров. Послышался страшный треск и грохот. Потом был второй толчок, ещё сильнее, и за ним третий. Вагон-столовая, где ехала царская семья, разрушился, основание его вместе с колёсами скатилось с насыпи, стены сплюснулись и разломились, и только крыша, свернувшись на одну сторону, прикрыла пассажиров. Под обломками этого вагона погибла буфетная прислуга. Мебель, посуда, зеркала – всё разбилось. Картина была ужасная: разбитый вдребезги поезд, убитых 21, тяжелораненых 24, двое из которых умерли потом, легкораненых 14. Но случилось чудо – из членов императорской семьи никто серьёзно не пострадал. Все отделались синяками и царапинами».

В память о чудесном спасении царской семьи в течение 1889-1890 гг. было сооружено 126 храмов, 32 придела, 320 часовен и 17 колоколен. На месте крушения императорского поезда был основан Спасо-Святогорский монастырь с храмом Христа Спасителя Преславного Преображения (архитектор Р. Р. Марфельдт). В годы советской власти храм был разрушен.

А отлитый в память о спасении царской семьи колокол на Свято-Покровском соборе до сих пор своим звоном благовествует вот уже более 130 лет! О чём свидетельствует вылитая на колоколе надпись.

Говорят, под впечатлениями от мощи и необычности звучания этого колокола, его хотели перевезти в более крупный храм в Одессу, но по молитвам наместника храма и ходатайством пред Святой Богородицей колокол остался в Килии.

– Голос Свято-Покровской церкви неповторим и, практически без труда, узнаваем среди других звонов православных храмов нашего города, а также церкви Святых Архистратигов Михаила и Гавриила, старообрядческого монастыря Святого Афанасия соседней Румынии г. Килия-Веке, – рассказывает Наталья Маларёва, которая, кажется, знает историю каждого камня в этом, являющемся памятником архитектуры, культовом здании. В 2021 году Свято-Покровский собор Килии отмечает своё 185-летие.

Под святым омофором Богородицы
Ежегодно 14 октября православные отмечают Покров Пресвятой Богородицы – важный праздник, прославляющий Божью Матерь. Этот день имеет особенное значение для нашей страны, ведь Покрову очень любили запорожские казаки. А сейчас 14 октября является официальным выходным.

Н. В. Гоголь, которого мы знаем как прозаика, преисполненный сыновьей любви, Пресвятой Богородице посвятил свои стихи:

Покров Ты верным и ограда;

К Тебе молюся всей душой:

Спаси меня, моя отрада,

Умилосердись надо мной!

Сергей Есенин в 1914 году, притекая к Ней, Ходатаице и Заступнице, написал своё стихотворение со строками:

Льётся пламя в бездну зренья,

В сердце радость детских снов,

Я поверил от рожденья

В Богородицын Покров.

Есть в Свято-Покровском соборе особая храмовая икона в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Перед ней молятся о милости и заступничестве Божией Матери, о ниспослании любви, терпения, благодушия и исполнении желаний. Женщины, почитая день Покрова Пресвятой Богородицы, обращают к ней свои молитвы и просьбы сохранить жизнь и здоровье близких, защитить мужей и детей от врагов видимых и невидимых. Молитва перед этой иконой Божией Матери укрепляет в вере, защищает от зла, дарует долготерпение. Военные почитают этот праздник, считая, что именно заступничество Божьей Матери помогает выигрывать самые большие сражения.

Божья Матерь посредствует между землёй и небом. Она есть любовь и милосердование, ми-лость и жалость, прощение и заступление. Она не судит, но всех жалеет. Она – не правда суда и не суд правды, но материнское предстательство.

Неслучайно в этом храме, освящённом в честь Покрова Пресвятой Богородицы, так много образов нашей Всемилостивой Заступницы. Это икона «Семистрельная», «Умяг-чение злых сердец», перед которой молятся при вражде или гонениях, об умиротворении враждующих, а также в озлоблении сердца – о ниспослании дара терпения.

Божьей Матери «Иерусалимская» – наиболее почитаемая икона на Святой земле, образ Богородицы, перед которым молятся в случаях, когда происходят события, повергающие нас в уныние, скорбь. Икона считается целительной. Известны многие случаи избавления от различных болезней, но более всего молитва перед Иерусалимским образом помогает при заболеваниях глаз, вплоть до слепоты, от паралича. Перед Иерусалимским образом просят о защите от стихийных бедствий, особенно от пожаров, от нападения врагов на государство, в частности, молитва перед ней защитит от попыток нападения на ваш дом, собственность.

На стенах храма есть и другие иконы с изображением Богородицы: «Успение Пресвятой Богородицы», «Всех скорбящих радость», Почаевская икона Божией Матери, Иверская икона Божьей Матери, именуемая Вратарница, Портаитисса. Первые случаи исцеления были зафиксированы ещё в середине XIX века. Тогда же икона, по преданию, спасла Одессу. Во время Крымской войны, когда вражеский флот подступил к городу, на соборной площади перед образом отслужили молебен. И уже на следующий день опустился густой туман, и все 120 вражеских судов сбились с курса, а затем отступили. Сейчас икона считается покровительницей моряков, лётчиков, военных и людей опасных профессий.

Оплот веры на Килийской земле
Свято-Покровский собор в годы церковного лихолетья и гонений был несколько десятилетий единственным действующим в городе храмом. Многие здесь крестились, венчались (зачастую тайно). Этим-то удивительна и интересна его судьба. Свято-Покровский собор с момента своего строительства ни разу не закрывался. В нём не прекращались богослужения даже в советский период, вплоть до сегодняшнего дня, что само по себе – довольно большая редкость и большое счастье для прихожан.

Интересный факт, что в богоборческий период иконы и ценнейшая церковная утварь из многих разрушенных и закрывшихся на тот период времени храмов были спрятаны на колокольне собора. Они в буквальном смысле хранились здесь, под Покровом Богородицы.

Но 70 лет атеизма не истребили в человеке то, что в течение тысячелетия закладывала в него Церковь, – его духовно-нравственный идеал – Православие. Постепенно стали открываться приходы, судьба которых была примерно одинакова: небольшая община верующих, место моления – бывший склад, бывший спортзал, полуразвалины церкви… Возникла необходимость их наполнить. Тогда и были переданы редкие и бесценные, чудом сохранившиеся от уничтожения иконы, церковная утварь, подсвечники, хоругви и даже царские врата. Приезжая, кто на машинах, кто на повозках, люди со всего района со слезами забирали святыни в свои возрождающиеся храмы и приходы.

Об истории собора из Приходских летописей
Здание собора было построено в 1836 году. До этого была старая церковь в честь Покрова Божьей Матери. Она была преобразована из турецкой мечети, документы об этом не сохранились.

Согласно записям архиепископа Кишинёвского и Хотинского Дмитрия от 26 января 1837 года, эта церковь была построена из камня, покрыта черепицей.

«Старую церковь снести, камень и черепицу использовать для ограждения новой церкви, а лес – на испечение просфор».

«Место, где находился Святой Престол, – оградить, во избежание топтания животными».

Идея строительства новой церкви возникла ещё в 1825 году, как записано в каталоге, на имя жителя Килии Василя Бондаренко, врученном священником Христофором Олександром Савицким для накопления средств на строительство новой церкви. Из этого каталога узнаём, что было собрано 2705 лей, 30 столбов.

До 1935 года не сохранилось никакой информации о строительстве новой церкви. Из другого каталога, 1936 года узнаём, что церковь с престолом в честь Покрова Божьей Матери была построена из нового камня благодаря старательности прихожан и государственных субсидий в сумме 10 000 рублей в ассигнациях. Завершилось строи-тельство этой церкви протопопом-протоиереем и Кавалером Никитой Иланновичем Глизяном.

Церковь поднята из камня и имеет очень прочные стены. Колокольня была построена отдельно от церкви на двух каменных столбах, а в 1837 году – совместно с церковью.

Иконостас был расписан на полотнах, а в 1842 году, благодаря прихожанам Корнилию Ильинченко и Ивану Денисенко, были собраны пожертвования, сумма которых зарегистрирована в книге приходов, выданной архиепископом Кишинёвским Димитрием.

В 1879 году, при старании священиков Стефана Рымляну и Ивана Караджа, а также прихожан Григория Иванова, Онуфрия Кутхо и Григория Заярченко, на церковные средства и добровольные взносы, иконостас переделан в «трёхярусахый».

Со временем церковь стала невместима для прихода, и в 1895 году, благодаря духовным лицам и попечителю, с разрешения Епархиального руководства, старую колокольню снесли, церковное здание расширили к западу и построили новую колокольню, высотой около 26 метров. Таким образом, церковь стала большая, вместимая и красивая. Тогда же был обновлён иконостас и были расписаны внутренние стены церкви.

Церковный двор ограждён металлическим забором (решётками) на каменном фундаменте – на личные средства бывшего попечителя Владыченка, который был очень прилежным и старательным для церкви попечителем.

Церковь считалась богатой. Наряду с домами, предназначенными для духовенства, приходской канцелярии, помещения для церковного технического работника, имелись семь лавок, которые сдавались в аренду. Церковь продавала церковные свечи в количестве 150-200 кг в год. Это позволяло церкви покрывать все свои расходы на личные средства и не прибегать к помощи со стороны прихожан или субсидий с других сторон. «…все ремонты делаются своевременно, и церковь имеет опрятный вид, а также обеспечена всем необходимым культу: церковным облачением, подсвечниками, лампадами, хоругви, иконами в ковчегах и др.

Имеются три канделябра, из которых самый большой освещается электричеством. Богослужения ведутся на славянском и румынском языках, но поскольку почти все прихожане украинцы, индивидуальное богослужение ведётся только на славянском языке.

Посещаемость церкви хорошая. Имеется хорошо организованный и слаженный церковный хор», – следует из летописи.

В 1933 году проводился капитальный ремонт церкви: кровля была заменена на оцинкованную, стены снаружи заштукатурены. Этот ремонт обошёлся почти в 100 000 лей.

В 1936 году отмечался столетний юбилей церкви. В связи с этим полностью обновлена живопись её интерьера. Это стоило 132 тысячи лей. Этот праздник проводился 11 октября 1936 года со строгим постом. В нём участвовал Пресвятейший Епископ Дионисий, Святой Фёдор Думбрава и другие приезжие гости, представители местной власти и множество верующих, местных горожан из других приходов. Было отмечено, что нигде и никогда не собиралось столько народа. Это торжество составило неописуемое впечатление.

За вложенный труд в ремонте, в праздновании столетнего юбилея и все приготовления к этой дате, приходской священник церкви Михаил Гуштюк, певчий Евдоким Трищенко, попечитель Лонгин Покора, а также весь приходской совет получили благодарность от Епархиаль-ного руководства архипасторским благословением и грамотой.

О духовенстве
Согласно приходским летописям за период с 1814 (первая запись) по 1936 год, когда церковь отметила столетие, в церкви Покрова Божией Матери города Килия-Ноуэ (Новая Килия) выполняли служебные обязанности 23 священника, 15 дьяконов, 18 пономарей и певчих. Брагуца Петру был последним диаконом, который вначале был пономарём с 1863 по 1874 год, потом певчим с 1874 по 1900 год. С 1900 года был титульным диаконом и служил в этой церкви почти 60 лет. В 1923 году вышел в отставку, принял монашеский постриг саном иеромонах под именем Питирим и скончался в 1923 году.

С 1964 года настоятелем собора был митрофорный протоиерей Стефан Хионодаки (на фото), который 46 лет служил на приходе. А матушка Елена, несмотря на свой почтенный возраст – 91 год – по-прежнему живёт проблемами храма и преисполнена волнений о нем.

При отце Стефане служил Георгий Иванович Севастиан, человек с горящим сердцем, глубоко верующий христианин, посвятивший свою жизнь служению Богу, вере православной, людям и родной земле.

Из воспоминаний о своём отце Бадовой Елены Георгиевны (уроженки села Новосёловка): «Георгий Иванович Севастиян (проживал в селе Новосёловка) своё служение Богу начал с чтения книг религиозного содержания, пел вместе со своими единомышленниками («Осте Думнезеул») из села Фурмановка песни о Христе, О Матери Божьей, когда собирались на сельских посиделках у кого-либо дома. Когда в послевоенные тяжёлые годы семья выжила в голод, твёрдо уверовал, что только воля Божья спасла семью, поэтому с 1965-66 гг. начал регулярно посещать богослужения в Свято-Покровском соборе г. Килии.

До 1991-го года он, оставаясь верен своим православным взглядам на всю жизнь, служил пономарём рядом с отцом Стефаном Хионодаки (настоятелем храма). Начитанностью, кротостью, терпением, совестливостью, исполнительностью снискал уважение прихожан храма и его настоятеля.

Когда стало позволять здоровье, а по сёлам стали возрождать церкви, Георгий Иванович был в числе тех сподвижников, которые собирали утварь, обустраивали и возобновляли богослужения в родном селе Новосёловка Килийского района, в храме св. Георгия Победоносца. Временно церковь располагалась в бывшем церковном домике, а начинающие служение Богу молодые священники находили в нём доброго собеседника и мудрого наставника в делах».

Сейчас паству окормляет протоиерей Вячеслав Герасименко , который с 1992 трудится на приходе, а его поддерживает матушка Вероника”, – пишет автор Анна БУЛИЙ при содействии Натальи Маларёвой.

Понравилась новость? Поделитесь ею с друзьями!