Зеленский дал большое интервью американским журналистам: основные тезисы
Ви можете обрати мову сайту: Українська | Русский (автоперевод)
Президент Украины Владимир Зеленский дал большое интервью американскому каналу HBO в котором ответил на вопросы о ядерном статусе, сыне Байдена, влиянии олигархов на украинские партии и многом другом.
Вот основные тезисы из интервью главы государства.
О Байдене и американских политиках
Глава Украины отметил, что за время своей каденции встречался с Майком Пенсом в Нью-Йорке и Польше. Также знает Волкера (спецпредставителя Госдепартамента США по вопросам Украины в 2017-2019 годах, – авт.). С последним встречался “много раз”. Первые встречи прошли до того, как Зеленский стал президентом.
– Он (Волкер, – ред.) – хороший человек. Он много сделал для Украины, – подчеркнул Президент.
На вопрос журналиста, что бы Зеленский сказал при встрече Байдену, президент отметил, что “не начинал бы с того, что нужно Украине или что нужно отношениям между Украиной и США”.
– Сначала я честно пожелаю ему справиться со всеми вызовами, которые будут стоять перед ним – мировыми вызовами, COVID-19. Действительно, было много сделано, это мы сейчас видим, – отметил президент.
По его словам, после появления COVID-19 оказалось, что ни одна европейская страна к подобному не готова. США – не исключение.
– Поэтому я желаю ему на его пути сделать все, что он пообещал народу США – чтобы ему все удалось. Я прежде всего пожелал бы, чтобы все вызовы он победил – важнейшие, приоритетные. Я понимаю, что все победить невозможно, каким бы талантливым кто-то не был или как бы кому-то не везло, – подчеркнул президент.
Об Украине, США и НАТО
Владимир Зеленский отметил, что хотел бы выйти на новый этап. Для чего необходим открытый разговор.
– Я действительно хотел бы, чтобы США удалось и то, о чем говорил президент Байден. Он говорил, что заботится, будет заботиться и делать все для безопасности Европы. А для нас это самое важное, потому что для нас безопасность Европы – это мы, это война на востоке Украины, это агрессия Российской Федерации, аннексия Крыма. Поэтому, может, это как-то эгоистично, но мы прежде всего адресуем его слова в Украине. Я хотел бы, чтобы США и лично президент Байден, который очень неплохо, кстати, знает Украину, действительно помог нам выйти из этой трагической ситуации. Я называю трагедией, когда война в цивилизованной Европе происходит в XXI веке, – отметил украинский лидер.
Он также задался вопросом, почему Украина до сих пор не является членом НАТО.
-У меня очень простой вопрос – почему Украина до сих пор не в НАТО? Если без этих фраз, мы все будем думать, мы будем общаться, для меня первый вопрос звучал бы так: “Мистер Президент, почему мы до сих пор не в НАТО?” – отметил президент.
Зеленский добавил, что ответ американского лидера может звучать по-разному, но “он должен быть очень честным”. Президент также выразил уверенность в том, что если бы Украина была в НАТО, то “не было бы эскалации на востоке страны”.
О санкциях в отношении России
По мнению Владимира Зеленского, многие введенные санкции сработали. Среди них, считает украинский лидер, меры против “Северного потока 2”.
– Санкции – они работают. Второе. Мы не знаем, было бы без санкций продолжение эскалации войны. Мы с вами не знаем. Мы не можем придумывать. Но я хочу вам откровенно сказать, что тогда, в момент начала войны, мы были без санкций, без НАТО, мало готовы, у нас была еще не модернизированная армия, не модернизированные технически, никакой помощи тогда не было, когда началась война. Но мы смогли не пустить врага дальше. Поэтому говорить, что Украина без НАТО ничего не сможет – это неправда. Но НАТО – это мощный сигнал всем, когда говорят – Украина наша или Украина не наша, ты не в подвешенном состоянии, – уверил Зеленский.
В то же время он выразил мнение, что принятых мер в борьбе с Россией недостаточно. По мнению президента, санкции были “неплохим первым шагом”. Однако дальше необходимы другие действия. В то же время он не назвал, какие именно дальнейшие шаги необходимо принять, так как “это потом не сработает”.
По словам президента, происходящее в Украине – это не только вооруженное вмешательство, а “информационная война”.
– А США – один из ярких примеров, как это происходит: информационная война, кибератаки. Ты понимаешь, что расстояние между странами не имеет никакого значения. Мы все обращаемся к разговорам о ядерном оружии, о разоружении, что ядерного оружия не должно быть, ведь это потенциальное уничтожение мира. Но при этом забываем, что в мире уже давно информационное оружие мощнее ядерного, потому что она не запрещена, – отметил президент.
Он добавил, что в подобном случае военной помощи мало. И что странам необходимо обязательно говорить о центре противодействия кибератакам.
О Будапештском меморандуме и возвращении Украине ядерного статуса
Зеленский также отметил, что невыполнение гарантий безопасности Будапештского меморандума является “предательством по отношению к Украине”.
– Любые мировые дипломатические договоренности с момента, когда не выполняется Будапештский меморандум, “помножены на ноль”. И что бы мы дальше не подписывали, о чем бы страны не договаривались, всегда будет риск, что кто-то скажет, что это какая-то бумажка и необязательно ее выполнять. То есть в XXI веке до сих пор действуют традиции средневековья, когда действует не сила договоренностей, а просто сила. Кто сильнее, у кого больше оружия – то, скажем так, пишет конституцию твоей страны. Это оскорбительная ситуация, – отметил президент.
Он подчеркнул, что в Украине было несколько таких ситуаций.
– Я понимаю, что ядерное оружие – это очень плохо. Но если бы в Украине сейчас было ядерное оружие, если бы мы тогда не сделали такую большую ошибку, а я считаю, что это ошибка на сегодня, то не было бы вторжения, и мы имели бы свои территории. Потому что мы всегда могли бы говорить на равных с Российской Федерацией и со всем миром. Вот и все, – отметил Владимир Зеленский.
В то же время отвечая на вопрос, нужно ли Украине возвращать себе ядерный статус, президент отметил, что “сегодня это неправильно делать”.
– Все-таки мы должны не превращаться из людей в зверей. Все-таки цивилизация в конце концов победит. Как бы мы не относились к демократии, как говорил Черчилль, лучшего в мире пока нет. Со всеми минусами демократии, со всеми минусами ядерного разоружения, со всеми вызовами, которые были и у нас, когда забрали нашу территорию и убили 14 000 человек – все-таки, если мы хотим построить демократическую, цивилизованную страну, мы должны следовать мировым законам, должны оставаться людьми, – подчеркнул украинский лидер.
О Дональде Трампе
Владимир Зеленский также отметил, что Дональд Трамп никогда не давил на него и что читать подобные заявления в СМИ “очень обидно”. При этом президент отметил, что ему были “не очень понятны вещи, когда был опубликован разговор с Трампом”.
– Я считаю, что это очень неправильно. И опубликовала это (разговор, – ред.) не Украина. Я бы никогда этого не допустил. Неважно, о чем мы говорили. Это первый серьезный разговор между двумя президентами, между стратегическими партнерами. И в любом случае никто из нас не имеет права публиковать такие вещи. Это личные вещи. Да, мы не принадлежим сами себе, потому что мы президенты, которых избрал народ. Но я считаю, что такого не может быть. Это неправильно, и это было началом всего этого кейса, – отметил президент Украины.
Он добавил, что “немного” зол на Трампа.
О сыне Байдена
В свете публикации записей телефонного разговора во времена Порошенко, где якобы Байден беседует с пятым президентом Украины, Зеленский отметил, что для него было “самым главным в этом случае понять, как в принципе может что-то записываться в кабинете президента Украины”.
– Это самая главная проблема. Потому что это – разрушение института президентства в Украине. Поэтому было открыто уголовное дело, и с этим разбираются наши правоохранительные органы, – пояснил Зеленский.
О нормандских переговорах
По словам президента Украины, переговоры находятся в моменте стагнации по причине нежелания Российской Федерации идти вперед.
– Они (РФ, – ред.) играют, потому что не хотят продвижения этого процесса по украинским требованиям. Да, они хотят только по-своему. Они видят дальше федерализацию Украины, и это правда. Ослабление украинской центральной власти, сохранение так или иначе сепаратистов – я понимаю, что они делают. Мы видели это в Приднестровье – тот же эффект. И я сказал европейским лидерам это откровенно: если мы будем продолжать в этом формате, то этот формат, к сожалению, будет исчерпан, – отметил президент Украины.
Он добавил, что “готов идти на все”, чтобы договориться с президентом Соединенных Штатов и с “нормандской четверкой”. И что готов параллельно с нормандским форматом еще один формат, где обязательно должны быть США и Россия.
– Это параллельный кейс. Это не значит, что мы ставим крест на нормандские формате. Но есть вопросы, которые в “Нормандии” не поднимаются, а именно: что делать с Крымом. Когда я приехал на первую встречу нормандского формата, я не понимал, почему мы не говорим о Крыме. Все партнеры сказали, что Крым не является аджендой (то что обсуждается, – Ред.). И это была договоренность еще с бывшим президентом (Петром Порошенко. – Ред.)., – вспомнил Владимир Зеленский.
Он отметил, что если бы был президентом Украины на момент аннексии полуострова, то “мы бы там все умерли в Крыму, но “зеленых человечков” не пустили”.
О COVID-19 и вакцинации
Президент отметил, что сроки вакцинации “четко указали”, что Украина не является равноправным членом Европейского Союза.
– Мы не в приоритете стран мира, которые получат вакцину сразу. Те страны Евросоюза, с которыми у нас прекрасные отношения и к лидерам которых я обращался, сказали, что будут нам помогать. И действительно, они частично от своих вакцин будут понемногу отдавать нам. Но им будет трудно это объяснить своему народу. Это очень неприятно – чувствовать, что ты стоишь с протянутой рукой, – сказал президент.
Относительно российской вакцины от отметил, что “не может рисковать здоровьем украинцев”. И что российская вакцина – “одно из тех проявлений серьезной информационной войны, которая ведется”. Зеленский подчеркнул, что вопрос “не в том, что там написано Made in Russia, а в том, что никто не может гарантировать качество этой вакцины”.
– Когда начался ковид, мы, например, отправляли в Италию самолеты с дезинфекторами, со всеми средствами, которые могли помочь предотвратить коронавирус. Потому что у нас спиртовая отрасль очень развита, и там, где мы могли, мы помогали. И я считаю, что мы показали больше человечности, чем многие страны мира, – считает Зеленский.
Он добавил, что Украина будет договариваться со всеми странами, которые нам смогут поставить вакцину. Среди них есть Sinоvac – одна из китайских вакцин.
– У нас есть AstraZeneca. У нас есть Moderna. Знаю, она дороже, но Украина не выбирает, что дороже, а что дешевле – мы выбираем сейчас срок. И, к сожалению, мы не в первом вагоне вакцинации. Мы где-то в конце, а я хочу, чтобы Украина была по крайней мере внутри по срокам поставки вакцины, – подчеркнул президент.
О “Мотор Сичи”
Президент заявил, что не позволит ни Китаю, ни другой стране приобрести контрольный пакет акций украинской компании.
– Никогда. Не при мне. Я здесь не на всю жизнь… Но при моем президентстве – точно нет, – заявил Зеленский, не согласившись также с утверждением, что Китай является главной геополитической угрозой.
– В Украине мы этого (что Китай считают геополитической угрозой №1, – ред.), не чувствуем… Бизнес Соединенных Штатов представлен в Украине, но в то же время китайский бизнес также представлен, – отметил президент.
Он также отметил, что независимо от нации, национальности, если люди “относятся к вам с уважением, уважая ваш народ и границы, они могут присутствовать в вашей стране”.
О коррупции
По словам Зеленского, в Украине много сделано в рамках борьбы с коррупцией, однако “война не закончена”, так как существовавшее в стране законодательство “было так построено и изменено во времена Порошенко”.
Относительно того, почему до сих пор нет ни одного олигарха за решеткой, Зеленский отметил, что это “не просто человек – это большие финансовые структуры, которые имеют вес в политике в стране”. Он также отметил что олигархи влияют на все партии в украинском парламенте. В том числе и на “Слугу народа”. Не на партию в целом, а на каких-то людей. И что работа в данном направлении продолжается.
О санкциях США относительно украинских политиков
– Я хочу, чтобы было заведено уголовное дело по этому поводу. Я начинал об этом говорить, как из кабинета Порошенко была (осуществлена – ред.) запись разговора с президентом Байденом, который тогда был вице-президентом, как этот разговор был записан, кем он был записан, кому запись была передана или продана – этим всем занимаются правоохранительные органы. Уже есть наработки, и скоро будут результаты. Но я хочу, чтобы в этом списке, как и в санкционном списке, были все фамилии. Депутатами какой партии они бы ни были. Ни одна партия не должна отвечать за то или иное лицо. Люди должны отвечать за то, что они делают. И поэтому (следует, – Ред.) поднимать вопрос о лишении мандатов, выхода из партии. Но мы должны иметь весь список – даже тех, кто занимал очень высокие посты во время моего президентства. Все, кто вмешивались в выборы в Соединенных Штатах, если так было, должны отвечать согласно законодательству, – отметил президент.
Позаштатний кореспондент Бессарабії ІНФОРМ