Страна виноделов. Топы Shabo, Колонист и Одесского коньячного завода – о состоянии отрасли
Ви можете обрати мову сайту: Українська | Русский (автоперевод)
Можно ли назвать Украину винодельческой, и что нужно, чтобы не потерять виноградарство? Без господдержки и законодательных обновлений – не обойтись. О состоянии отрасли в материале Agravery.com.
Одещина, Бессарабия, Николаевская, Херсонская, Запорожская области – это регионы, где традиционно с давних времен выращивали виноград и производились вина. Несмотря на это украинские вина мало знают в мире, и они не всегда конкурентные на отечественном рынке. С другой стороны, климатические изменения, чрезмерные засухи несут новые угрозы отрасли. Топы ведущих украинских винодельческих предприятий высказались о состоянии виноградарства и острых проблемах виноделия во время мероприятия Grain Ukraine. Limited Edition.
Почему нужна поддержка
Виноделие, основанное на производстве из собственного сырья – это многолетняя эксплуатация насаждений и очень длинные инвестиции. Отрасль очень уязвима и нуждается в государственной поддержке.
«В один гектар нужно 10-20 тыс. долларов вложений только, чтобы посадить и чтобы иметь возможность с этого гектара через 4-5 лет начать собирать урожай, – говорит Эдуард Городецкий, директор Одесского коньячного завода (ОКЗ). То есть это совершенно другая концепция, если сравнить виноградарство с зерновым производством. Мы не можем взять землю в аренду на год, вложить деньги и через полгода снять урожай и в хороший год заработать очень много денег, а в плохой год нам немного останется. Виноделие и виноградарство сейчас – это такая сфера, которая не в состоянии без государственной поддержки выжить”.
Когда принимали закон об обращении сельскохозяйственных земель, эксперты часто отмечали, что права сельскохозяйственных производителей с многолетними насаждениями будут защищены. Однако виноделы видят для себя определенные риски. Иван Плачков, основатель семейной компании «Колонист» рассказывает: «Мы консультировались по земле. Опять же, не проработан рынок земли. Виноградники – это многолетние насаждения, где земля принадлежит людям, она роспаевана, а виноградники как основные фонды принадлежат другим людям, которые их обрабатывают. Так сложилось исторически. Как дальше будет, если владелец пая захочет продать землю? Он ее продаст. А основные фонды, виноградная лоза останется у меня. И получается сразу конфликт».
Падение площадей под виноградом
Виноград сегодня выкорчевывается, площади насаждения лозы уменьшаются ежегодно. Эдуард Городецкий считает, что этот процесс усилился из-за отмены государственной поддержки: «Посмотрите, что происходит в отрасли. Ежедневно выкорчевывается один за другим куст, гектар винограда, которые были высажены в течении десятилетий. Они были высажены во многом благодаря государственной поддержке, благодаря действующему механизму компенсации, когда каждый производитель с каждой бутылки платил 1-2%, и эти деньги шли в специальный фонд и благодаря возмещениям из этого специального фонда люди могли позволить себе посадить виноградник, провести капельное орошения, поставить шпалеру, купить технику и так далее».
О снижении площадей под виноградниками свидетельствует и Татьяна Плачкова, депутат Верховной Рады Украины. По ее мнению, причиной тому много факторов, и риски земельной реформы сказываются.
“Я проанализировала, что происходило за последние 18 лет в нашем регионе. Скажу, что объем производства винограда в Одесской области в 2000 году был намного меньше, чем сейчас. Если в 2000 году это было 39%, то сейчас 63%. При этом насаждения в 2000 году были выше площадями. И это мы можем связывать со многими факторами, в том числе с земельной реформой, когда у нас есть нестабильность в ее понимании, а виноградарство, виноделие – это не те процессы, которые касаются одного года. Это инвестиции на годы вперед”, – говорит Татьяна Плачкова.
По мнению Эдуарда Городецкого, спасти отрасль возможно, но действовать надо как можно быстрее:
– Сейчас украинскому виноделию и виноградарству, если мы хотим, чтобы мы не стали тем поколением, при котором оно не то, чтобы умерло совсем, но упадет до статистической погрешности. То есть Украина станет страной, в которой когда-то было виноделие. И в которой остались какие-то мастодонты, которые несмотря на все выживают. Так вот нужно сейчас бить тревогу, чтобы получить эту поддержку от государства. Причем мы не просим денег. Мы просим дать нам возможность часть наших денег, которые мы зарабатываем, аккумулировать и вложить в нашу же сферу. Мы не выведем их на Кипр. Например, дайте нам возможность получать деньги на модернизацию основных фондов виноградарства и так далее. Из наших же денег, которые мы платим.
Чрезмерные акцизы
Глава ОКЗ видит возможность поддержать виноградарство и виноделие за счет пересмотра акцизной политики и посмотреть на опыт Европы.
-Посмотрите, сравните акцизы, например, на игристое вино в Украине и во Франции или Италии. Мы платим акциза в 10 раз больше за игристые, чем платят европейцы. Итальянское Prosecco, продукт, который рвет рынки и который сейчас переживает период максимального расцвета и развития – при этом платит копейки акциза. Украинское виноделие не очень хорошо себя чувствует, и мы платим намного больше. Если нам позволят часть этих денег реинвестировать в развитие того же виноградарства и виноделия, это будет серьезный шаг на уровне государства, – считает Эдуард Городецкий.
Но иногда акцизы вообще не платятся, импортное вино в Украину завозится противозаконными путями и удачно конкурирует по цене с отечественным.
-Самый простой вопрос, решение которого поможет развитию рынка виноградарства и виноделия в Украине: у нас сегодня, если вы посмотрите, и, в Киеве, и в Одессе – сколько вина, завезено контрабандой, даже без акцизных марок. Оно открыто продается в заведениях торговли, на рынках и тому подобное. Просто заходишь – итальянское, французское, испанское, без акцизных марок, очевидно, что оно завезено фурами. Естественно, что там низкие цены, специально уже делают дешевые вина для нашего рынка, – рассказывает Иван Плачков.
Контрабандой на выставку
Украине нужно позиционировать себя на государственном уровне как винодельческая страна. Отечественные производители не теряют оптимизма и надеются побороться за место на полках не только на внутреннем, но и на внешнем рынках. Для этого нужно как минимум демонстрировать вина на международных выставках.
Соучредитель компании Shabo Гиорги Иукуридзе отмечает:
– В первую очередь, что нужно Украине, по моему личному мнению, – позиционировать себя на государственном уровне как винодельческую страну. Но, когда я еду на международные выставки, представлены под единым стендом такие страны как Грузия, Молдова, Болгария, Чехия. Когда производители единым стендом представляют интересы своей страны как винодельческой – это совершенно по-другому позиционирует государство и дает ценности, которые возвращаются потом уже внутрь страны. Это самая большая проблема, которую я вижу, упущение. Потому что все наши достижения, все огромные инвестиции, труд, который наши компании сделали за все эти годы, мы не можем о них рассказать.
Трудности с выставками есть и в другом – недостатки законодательства.
– Более того, есть проблемы, как перевезти образцы украинского вина на выставку за границу. Что мы имеем? Вот мы хотим поехать на выставку в Италию показать наши вина. Мы можем провести продукцию через границу как образцы? Как контрабанду. Мы должны оформить все и отправить через таможню, а потом приехать в Италию, чтобы выкупить там образцы и выставить на стенд. Хотя весь мир, Молдова, Румыния и так далее, там государство объединяет и помогает. А у нас даже этот вопрос не решен – вывоз выставочных образцов, – подчеркивает Иван Плачков.
Но не только международные выставки, но и внутренние туристические туры могли бы способствовать росту популярности украинских вин.
– Интересно, конечно, попробовать местную, локальную продукцию. Для этого вы и путешествуете. Поэтому на сегодняшний день только благодаря туристам наша HoReСa немножко проснулась и уже интересуется украинским винами, – говорит Гиорги Иукуридзе. И все же часто в отечественных заведениях HoReСa украинские вина вообще не присутствуют.
Несмотря на региональное развитие, Одесская область – это лидер украинского виноделия. Можно было бы организовывать специальные туристические туры и знакомить с местными винами, но на пути стоит несовершенна инфраструктура.
– Если ближе к региону, то на сегодняшний день Одесская область – это около 70% виноделия от всей Украины. Еще здесь включаю Крым, потому что для меня это еще Украина, это все равно 70% виноделия. Но нет инфраструктуры, чтобы поехать на прекрасное производство к Ивану Васильевичу Плачкову, приехать в тот же Шабо, чтобы воспользоваться этими замечательными турами, познакомится и получить всю богатую информацию о стране, где вина делают более 2 тысяч лет, – отмечает Гиорги Иукуридзе.
Да и не мешало бы сделать вино обычным продуктом питания.
– Первый шаг, который действительно всем бы нам помог, это то, что столовое вино и игристые вина нужно вывести из категории алкогольных напитков и ввести категорию пищевых продуктов. Как это сделано в Европе, как это сделано в Молдове. Это моментально автоматически снимает огромное количество барьеров, которые сейчас являются ограничительным порогом входа в отрасль, – считает Эдуард Городецкий.
Засуха и отсутствие мелиорации
Именно текущий сезон стал испытанием для виноградарей-виноделов из-за климатических изменений последних лет. Засухи становятся чрезмерными даже для такой устойчивой культуры к этому явлению как виноград. И если весной некоторые виноградари жаловались на заморозки, то, по словам Гиорги Иукуридзе, соучредителя компании Shabo, в текущем сезоне виноград страдал гораздо больше от засухи.
Пригодится могли бы мелиоративные системы, которые еще остались со времен Советского Союза, их еще можно модернизировать. Татьяна Плачков говорит:
– У нас меняется климат. На территории Бессарабии засуха – это частая ситуация, как минимум раз в 3-5 лет повторяется, а все гидротехнические сооружения, вся мелиоративная система фактически уничтожена. Сейчас система живет за счет тех мелких хозяйств, которые самостоятельно ее могут содержать, но мы входим в этап децентрализации. И это связанные вещи, об этом нельзя не говорить. Потому что с децентрализацией это все ляжет уже на новые объединенные территориальные общины, которые не смогут тянуть орошения самостоятельно.
– Если мы не сохраним оросительную систему на юге Одесской области, то мы вернемся к середине 19 века – здесь будет немного виноградников и остальные земли – пастбища для овец, – резюмирует Иван Плачков.
Позаштатний кореспондент Бессарабії ІНФОРМ у місті Ізмаїл