Иван Татаринов: «Эпоха казачества – это не «шароварщина», а время суровых воинов»
Ви можете обрати мову сайту: Українська | Русский (автоперевод)
Наши соотечественники сейчас с гордостью подчеркивают свою принадлежность к украинской нации. Но на вопросы «Что значит быть украинцем?» или «Что такое быть нацией?» может ответить далеко не каждый.
Нация, согласно общепринятому определению, — это общество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер. У каждой нации есть ДНК — уникальный код, который спрятан в самом простом и, казалось бы, понятном — оберегах, сказках, песнях.
Ко Дню украинского казачества мы решили поговорить об украинских воинах, мнения о которых в последнее время разделились. Одни говорят, что казаки были простыми наемниками, убивающими за деньги, другие — что это было сильное свободолюбивое войско, защищавшее свою родину.
Итак, кем на самом деле были казаки и чем они занимались, об особенностях их вооружения и амуниции, мы узнавали у историка Ивана Евгеньевича Татаринова, кандидата исторических наук, и.о декана факультета управления, администрирования и информационной деятельности ИГГУ.
Отметим, что Иван Евгеньевич в 2012 году закончил Измаильский государственный гуманитарный университет, оставшись преподавать в стенах родной almamater. В 2016 году защитил диссертацию «Мобілізація людських та матеріальних ресурсів Бессарабської губернії в роки Першої світової війни».На данный момент наш собеседник занимается изучением военной и этнической истории, возглавляет общественную организацию «Успіх. Розвиток. Заможність. Процвітання», основными направлениями деятельности которой являются популяризация юга Бессарабии, как туристического региона, воспитание молодежи на примере украинского казачества.
На протяжении нескольких лет Иван Татаринов собирает военно-историческую коллекцию, в которую вошли предметы быта, вооружение, реконструкции военных костюмов разных эпох начала XVII в. – первой половины ХХ в. Историк убежден, что у нынешней молодежи бытует неправильное представление об образе классического украинского казачества, ведь еще ощутимо веяние советской «шароварщины» в ярких, но непривлекательных для национальной идеи красках. Насколько исторически обоснованным является этот укрепившийся в сознании украинцев образ классического казака, обоснует читателям «БИ» Иван Татаринов, основываясь на знаниях, полученных в результате многолетнего увлечения военной историей.
– Иван Евгеньевич, когда и как вы заинтересовались историей казачества, да и вообще военной историей?
– Увлечение военной историей у меня наблюдается еще со школьной скамьи. Как и любой парень, я проявлял интерес к военному делу, в особенности к казачеству. Все просмотренные мною фильмы, прочитанные книги по истории казачества привили любовь к одной из самых ярких страниц героического прошлого Украины. Конкурсные работы, которые я писал и в школе («Традиції українського народу в козацтві»),и в университете (курсовой проект «Військове мистецтво українського козацтва XVI- XVII ст.»), были посвящены казачеству. Сейчас изучением данного направления военной истории я не занимаюсь, поскольку оно досконально раскрыто другими учеными. Да и край наш является только зоной влияния казаков, что не дает возможности подробно изучить первоисточники феномена украинского казачества. Сюда осуществлялись военные походы. В нашем крае когда-то существовало Усть-Дунайское казачье войско, которое также уже подробно исследовано в научных работах Елены Бачинской и Анатолия Бачинского. Поэтому изучение феномена казачества является не моим научным интересом, а,скорее всего,заинтересованностью данной тематикой любителя истории. Поскольку работать с молодежью в военно-патриотическом направлении целесообразнее только через казачество.
– Расскажите подробнее о вашей военно-исторической коллекции: что она из себя сейчас представляет? О каких страницах истории может поведать?
– Военно-историческая коллекция у меня появилась благодаря работе с молодежью, ведь на уроках истории подросткам интересно не только узнать новый теоретический материал, но и воочию увидеть предметы быта, вооружение, амуницию изучаемой эпохи.
На сегодняшний день в личной небольшой коллекции есть предметы обмундирования, вооружения XVIIІ в. Нами проводилась реконструкция костюма гренадера русских войск и черноморского казака эпохи штурма крепости Измаил. Также в коллекции присутствует парадная форма и элементы вооружения казака времен гетмана Сагайдачного, которая демонстрировалась при выставлении Почетного караула возле Поклонного Креста ко Дню украинского казачества. Также среди реквизитных костюмов достойное место занимает убранство казака эпохи Богдана Хмельницкого, реконструкция костюма бойца русской армии времен Первой мировой войны. Если к данному костюму добавить определенные элементы, то это уже будет боец УНР. В Украинской Народной Республике были проблемы со снабжением армии, поэтому часто использовались амуниция, вооружение, присущее императорским войскам. Кроме того, в коллекции имеется реконструкция формы одежды бойца РККА (1943 г.) времен Второй мировой войны.
– А предметы быта Вы собираете?
– Этнографическое направление мне тоже интересно. В свое время была идея создать интерактивный этнографический музей. На сегодняшний день в моих собраниях представлены некоторые элементы быта. Кроме этого, мы сейчас занимаемся проектом «Материальная культура немцев-колонистов юга Бессарабии», в рамках которого ездили по населенным пунктам нашего края, бывшим немецким колониям, где собирали некоторое элементы быта. После завершения этнографических экспедиций на презентации результатов проекта в планах показать небольшую экспозицию из привезенных нами экспонатов (рушников, чесалки, прялки, фонарей, скатертей, салфеток с характерной немецкой вышивкой). Также в коллекции есть элементы болгарского, гагаузского, украинского быта. Все это собирается. И главная цель этих этнографических исследований – не складировать экспонаты в одном месте, а демонстрировать, популяризировать и продвигать.
– С чего началась коллекция? Что было в ней первым предметом?
Как я уже обозначил, мое хобби началось с увлечения военной историей. Кроме того, на зарождение моего пристрастия повлияли посещения исторического музея А.В. Суворова, где есть прекрасная коллекция оружия. Обладание элементами вооружения в детстве стало для меня идеей фикс. Уже вступив во взрослую жизнь, имея определенные финансовые возможности, первое, что я приобрёл, – это сувенирный кавказский кинжал Кама. Далее последовали сувенирные китайские кортики. Самым большим «уловом» для меня стал массогабаритный макет винтовки Мосина образца 1891/30 гг. (1943 год выпуска), который активно принимает участие во всех популяризациях военно-патриотического воспитания среди молодежи на протяжении всей тематики ХХ века.
Хотелось бы в будущем пополнить свою коллекциюказацким мушкетом XVII в. с кремневым замком.В домашних условиях ударно-кремневый замок изготовить очень сложно, ведь здесь нужна практически ювелирная работа кузнеца.
– Дорого ли ценятся на рынке антиквариата предметы истории казачества?
– Предметы истории казачества, особенно в нашем регионе, практически не встречаются. Изредка их можно увидеть в Центральной Украине, в районе Надднепрянщины, и стоят они довольно дорого. Нужно учитывать тот факт, что казаки использовали немассовое оружие, которое не терялось и служило долго своему владельцу. Те образцы, которые хранятся в современных музеях, – это непрезентабельные находки с поля боя под Берестечком, либо же найденные экспонаты при строительстве электростанций во время осушения Днепра. Поэтому на данный момент делаются реконструкции, макеты этого оружия для дальнейшего использования на культурно-массовых мероприятиях. Купить такое оружие в свободном доступе практически невозможно.
– В последние годы говорят о том, что в постсоветский период казачество стало возрождаться. В чем это выражается? Разве сейчас, когда образ казаков с нагайками становится анекдотическим и воспринимается часто с иронией, мы можем говорить о возрождении былой славы?
– Однозначно. Поскольку казачество – это своеобразный национальный стержень, вокруг которого формировалась идея украинской государственности. Если идея государственности у нас идет со времен Киевской Руси, то идея украинской государственности выкристаллизовалась в эпоху Хмельниччины. А при создании Гетманщина и появлении УНР чаще всего апеллировали к примерам казачества. Даже если проанализировать названия вооруженных формирований времен Украинской революции 17-21 гг. прошлого столетия, то явно видно, что они были навеяны духом казачества. Например, полк им. Б. Хмельницкого, полк им. И. Богуна, красные гайдамаки, черные гайдамаки, черные запорожцы, сечевые стрельцы.
В современной Украине уже есть примеры своих героев, которые тоже продолжают традицию казачества. Например, использование символики (казацкий крест в современной украинской армии). Поэтому идею казачества нельзя нивелировать, но и нужно правильно ее культивировать. Например, со времен СССР эпоху казачества преподносили как какую-то «шароварщину». Стоит отметить, что казаки- это суровые воины, а не работники культпросвета или визитные карточки этнофестивалей. Есть сейчас реконструкторские группы, которые правильно передают идею казачества. Ведь казаки XVII в. эпохи Хмельниччины позиционировали себя как замена шляхте. Бойцы этого времени – своеобразная военная элита, бравшая на себя обязательства защищать свои земли, при этом имевшая привилегии, права, которыми не обладали простые селяне.
– Может ли человек, не являясь потомком казаков, называть себя им и надевать форму? Казак сегодня — кто это?
– А почему бы нет? Есть в истории случаи, когда потомки старинных казацких родов просто отказывались от своих предков. Например, знаменитый род Вишневецких. Как известно, Дмитрий (Байда) Вишневецкий – основатель Запорожской Сечи. Но при этом его потомок, Еремея Вишневецкий, отказался от православия, принял католическую веру и был одним из самых ярых борцов с казачеством. Поэтому преемственность – это еще не показатель. Любой человек, даже с неукраинскими корнями, может стать казаком. Ведь казацкое сословие формировалось не по этническому признаку, а по принципу исповедования православной веры. Я считаю, что современная идея казака – это патриотизм. Если человек самоидентифицирует себя с Украиной, с казачеством, не будучи потомком славных воинов, то он имеет полное право называть себя казаком.
– Расскажите об особенностях вооружения и обмундирования украинского казака на основе ваших экспонатов, ведь в музеях Измаила, родном ИГГУ Вы уже не раз проводили дефиле исторических костюмов.
– Как видно на фото, это реконструкция костюмов двух казаков эпохи Хмельниччины (середина XVII в.). Они достаточно сильно отличаются от того, что мы привыкли видеть в фильмах, театральных представлениях и т.д. Основная одежда казака, которая была популярна во всей Восточной Европе, – это жупан с простой застёжкой, из домотканого материала неброских цветов (все оттенки серого и белого), преимущественно из шерсти. Этот материал напоминал простое сукно, из которого делали обычные солдатские шинели. Отмечу, что ткани из более ярких цветов могла позволить приобрести только элита, ведь это считалось роскошью.
Казаки XVII в. – это исключительно пехота, а не верхом на коне, как мы привыкли видеть на иллюстрациях. А противниками их были в основном воины-всадники (татары, турки, поляки). И противопоставить адекватную конницу казаки не могли. Для сравнения: лошадь польского шляхтича стоила порядка 3 тыс. злотых, а казаки могли себе позволить только коня за 3-5 злотых. Казаки были конными, но как драгунская пехота. В поход они шли с лошадьми, но во время боя они отпускали животных и сражались пешими. Ведь бороться с первоклассной конницей поляков, татар, русских на то время было сложно. Поэтому казаки придумали ответ – активное использование различного рода инженерных и саперных сооружений. Это прежде всего шанцы – полевые укрепления различного вида.
Неотъемлемым атрибутом снаряжения казака XVII в. была лопата. Первым делом перед боем казаки делали укрепленный лагерь, из которого достать их было практически невозможно. Дальше украинские воины прокапывали проходы к лагерю противника,обстреливали его, тревожили, постепенно окружая вражеские позиции. Именно таким образом казаки давили врага. Хотя, когда пришел Хмельницкий, он стал упрекать свою старшину в том, что «казак слишком к земле клониться». А война ведь должна быть маневренной, быстрой. Раскапывание земли – это хорошо, но не целесообразно, т. е. блицкрига с такой тактикой не получится. Но со временем казаки уже отказывались от этого, переходили на коней.
Далее, что мы привыкли видеть на образе казака, – широченные шаровары. Это мода исключительно XVIII в., когда казаки воевали только против турок. До этого украинские воины носили обычные штаны, а в начале XVII в. – вообще обтягивающие брюки по венгерской моде, напоминающие гусарские чакчиры. Позже, когда появилось очень много крестьян в армии, казаки стали носить простую одежду: порты(умеренно широкие штаны), сермяжные свиты. Основными признаками их принадлежности к казачеству были вооружение, соответствующая стрижка (котелок из волос и челка, спущенная на лицо). Никаких длинных чубов и усов во времена Хмельниччины еще не было, как на изображениях казака Мамая. Многие полковники, сотники тогда носили бороды.
Обувь у казака того времени – простые прочные кожаные сапоги. Не красные, как мы привыкли видеть, без загнутых носков, без каблуков. Ведь казаки были пехотой, а им на обуви каблук был вовсе не нужен. Сапоги на металлических каблуках носили только всадники, чтобы стремя не съезжало с ноги. Те образы, что преподносит нам массовая культура, не соответствует исторической действительности. Отмечу, что в столице существует военно-историческая группа «Курінь Печерської сотні Опанаса Предримирського Київського реєстрового козацького полку», а в Одессе есть очень уважаемый мной исследователь казацкой одежды, вооружения XVII в., художник-реконструктор Сергей Шаменков, которые активно занимаются корректировкой привычного образа казака того периода, основываясь на достоверных исторических источниках.
Одеваться по-казацки – это одеваться скромно и практично, а не ярко, как польская шляхта. Даже есть документы, в которых мы узнаем о том, что польский гетман для того, чтобы заручиться поддержкой реестровцев, оделся по-казацки, в серую сермягу.
И последний элемент одеяния казака – это шапка, классическая меховая, не изменившиеся еще с времен Киевской Руси, а не вычурный головной убор с красным шлыком и кисточками. Изображения с такими шапками – это продукт деятельности театров XIX века.
Я думаю, что на сегодняшний день правильнее было бы воспитывать молодёжь на примере нового казачества с шапкой с красным шлыком, оселедцем на голове, широкими шароварами. Это образ классического казака 17-21 гг. прошлого столетия, который мы привыкли видеть. В этот период украинцы, имея опыт казачества прошлых веков, воспитанные в эпохе романтизма на произведениях Михаила Старицкого, чувствовали более близко эту национальную идею. И поэтому именно те красные гайдамаки, черные гайдамаки, черные запорожцы, сечевые стрельцы являются новейшими запорожцами, установившими классический образ казака.
– У вас много направлений деятельности. Вы историк, преподаватель, художник по военным костюмам,коллекционер. Кем себя больше ощущаете?
– Наверное, больше всего я ощущаю себя историком, человеком, который должен разбираться во всем, владеть информацией из прошлого, правильно ее применять, дабы потом ее доносить другим. И, безусловно, чувствую себя просто гражданином своей страны, патриотом, казаком не только в душе, но и по своей родословной. Мой дед по отцовской линии родом из Кубани, из старинной династии кубанских казаков Татариновых.
Я считаю, что историк должен быть патриотом, преподнося информацию из прошлого честно и правдиво. Из-за того, что в этой сфере науки есть много манипуляций, она переживает на данный момент раскол. Жить историей нельзя, нужно создавать свое будущее, учитывая опыт предыдущих поколений, но никогда не кичиться этим прошлым. Ведь гордость должна создаваться только на основе достижений.
И украинцам не стоит себя ощущать нацией из прошлого, а идти в ногу со временем, минуя любые трудности.
Ощущая значимость двух важных для страны праздников – Дня украинского казачества и Дня защитника Украины, – хочу подчеркнуть, что любой конфликт можно решить путем диалога. И я бы, как историк, хотел изучать военные конфликты как факты из прошлого. Главное, что нам можно пожелать – это мирного неба, мирного решения любых социальных, политических конфликтов, кристаллизацию себя как гражданина Украины.
Позаштатний кореспондент Бессарабії ІНФОРМ