Близка ли Украина к дефолту
Ви можете обрати мову сайту: Українська | Русский (автоперевод)
Резервы страны пугающе уменьшились, а транши МВФ выбились из графика
Во вторник Кабинет Министров подал в Верховную Раду проект госбюджета на 2015 год и 40 сопутствующих законопроектов, которые влияют на бюджет. Весь этот вал реформ должен был появиться гораздо раньше. Но, как и в прошлом году при Николае Азарове, к последней неделе страна столкнулась с нехваткой валюты. В 2014 власть в спешке договаривались о кредите с РФ, поднимала в последние дни года потолок госдолга и в затыкала дыру в резервах с помощью $3 млрд из российского фонда благосостояния. Сейчас МВФ денег просто так не даст. Правительству дали понять — утром реформы, вечером деньги.
Год назад, когда все заговорили об угрозе дефолта, в международных резервах у нас было $15 млрд. По оценкам Павла Ильяшенко, старшего экономиста AYA Capital, к концу 2014 года, скорее всего, останется около $8 млрд, из которых $3 млрд могут обладать качеством высокой ликвидности. “Однако такая оценка может быть пессимистичной, так как базируется на популярном экспертном мнении о том, что минимальный порог неснижаемых резервов составляет $5 млрд”, — добавляет он.
Программа МВФ предполагает ограничения по структуре резервов. В последней редакции договора предполагалось, что Украина будет наращивать резервы таким образом, чтобы определенная часть их шла на вложения в госбумаги США и стран ЕС. То есть, по программе МВФ, Украина не может продавать ценные бумаги, чтобы проводить интервенции или осуществлять платежи, например, по газу. Порог, определенный для этой доли в структуре резервов, требовал нарастить до конца года минимум на $1 млрд резервы в гособлигациях кредиторов.
По данным МВФ, резервы в золоте с начала года сократились на 39,7%, сейчас они на 56% состоят из вложений в ценные бумаги. Резервов не просто предельно мало, их ликвидность ограничена, и в целом, ситуация выглядит более угрожающей, чем год назад. При этом, согласно проекту бюджета, Украина должна погасить как минимум $5,75 млрд внешнего долга, привлечь — $10,46 млрд.
Напомним, Украина в 2014 году должна была получить от Международного валютного фонда $7,441 млрд в рамках программы stand-by, одобренной руководством Фонда. Первый транш в размере $3,2 млрд Украина получила в мае, второй ($1,39 млрд) — в сентябре. Однако с очередным траншем, который должен был поступить в декабре, МВФ не спешит из-за того, что обещанные украинским правительством реформы не удается воплотить.
Таким образом, по словам министра финансов Наталии Яресько, только приятие налогового и бюджетного пакета в Раде дает шансы на получение очередного транша МВФ в размере $3 млрд в начале января 2015 года.
“Как бы там ни было, МВФ — это все же банк, а не благотворительная организация, его цель — заработать на кредите”, — говорит Владимир Вахитов, профессор Киевской школы экономики. МВФ дает кредиты под реформы, и просто так нам денег больше никто не даст.
На 2015 год программа предусматривает предоставление четырех траншей по 1,372 млрд SDR ($2,126 млрд) в марте, июне, сентябре и декабре. Таким образом, в 2015 году Украина сможет получить $8,504. Однако и этого недостаточно — по подсчетам Кабмина, потребности страны в финансировании составляют $15 млрд к началу 2016 года.
Скорее всего, чтобы добрать недостающее финансирование, правительство будет пытаться занять под еврооблигации, считает Вахитов, но тут окно возможностей сужается. Украинские суверенные облигации непривлекательны для инвесторов (к 25 декабря доходность суверенных облигаций, деноминированных в долларах с погашением в сентябре, 2015 достигла 61%).
“Когда доходность ближайшего выпуска суверенных еврооблигаций превышает 50% — это значит, что рынок уверен в неизбежности реструктуризации долга, — поясняет Павел Ильяшенко. — Однако, украинский рынок еврооблигаций не столь эффективен, чтобы этот “сигнал” рынка стоило воспринимать как неизбежность”.
Напомним, международное рейтинговое агентство Standard&Poor’s неделю назад понизило суверенный рейтинг Украины до уровня “ССС-” с “ССС”, присвоив рейтингу негативный прогноз. По шкале S&P это указывает на “высокую на данный момент подверженность кредитным рискам”.
Если запланированный пакет реформ принять не успеют, резервы сократятся до недопустимых показателей, а сальдо платежного баланса не станет положительным. В таком случае начнутся долгие и тяжелые переговоры о реструктуризации существующего долга пока не возобновится внешнее финансирование.
Но, как отмечает Вахитов, дефолт дефолту рознь — если речь идет о кассовом разрыве, власти смогут закрыть его с очередным траншем МВФ. А получение его неизбежно, уверен руководитель аналитического подразделения группы ICU Александр Вальчишен. По его словам, гораздо важнее выровнять график этих траншей и не провоцировать задержки, которые наблюдались в текущем году.
Позаштатний кореспондент Бессарабії ІНФОРМ
Вот тебе бабушка и Юрьев день…
Усраина близка не к дефолту,она УЖЕ в самой глубокой майданной ЖОПЕ!
90-ые покажутся сказкой!
Европа в самом крайнем случае может выделить кредит на покрытие долга, чтобы незалежной избежать дефолта. Но больше – нет: поскольку сама экономика Старого Света с трудом выбирается из кризиса. Более того, западные политики, эксперты и журналисты все чаще говорят о том, что транши, выделяемые Украине, ее элита использует в своих целях, тогда как от неумелой социально-экономической политики новых властей страдает все население страны. Стало быть, выделение Киеву новых средств – бессмысленное занятие.
Так что, в итоге за имидж так называемых американских друзей Украины, который они укрепляли, в том числе, на Майдане, похоже, в результате заплатит украинский народ.