Антикоррупционные законы – нам есть отчего отталкиваться
Ви можете обрати мову сайту: Українська | Русский (автоперевод)
Принятый Закон “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно определения конечных выгодополучателей юридических лиц и публичных деятелей” содержит одну важную особенность. Документ предполагает, что выгодополучателем является не только тот, кто владеет 25% и более в уставном фонде компании, но и имеет возможность влиять на ее работу через третьих лиц. То есть оформление собственности на кого-то постороннего или родственника больше не считаются надежным прикрытием. Так что настоящим владельцам “вышек Бойко”, Межигорье, прокладок Укравтодора, Натфтогаза и так далее прятаться будет намного труднее.
Но я слышал полемику в среде людей компетентных, которые сожалеют, что мы навсегда потеряли надежду прижать коррумпированных собственников, которые процветали до принятия этого закона. И да, действительно, здесь есть большая доля компромисса, поэтому лишь вновь созданные компании, возможно, предоставят информацию о реальных собственниках непосредственно при регистрации. А у действующего бизнеса есть полгода для передачи соответствующей информации в органы регистрации, хотя надежды, что кто-то этим воспользуется, не так много, ведь есть и вторая часть закона.
Отныне все данные о собственности будут внесены в Единый государственный реестр, доступ к которому будет открыт в Интернете. Кроме того, открытыми станут и данные государственных имущественных реестров. Граждане Украины получат возможность поиска собственников по объектом недвижимости. Для государственных чиновников, судов, адвокатов, нотариусов и правоохранителей будет открыт доступ к поиску по субъекту.
Аналогичные реестры в Грузии открыты полностью, а потому очень легко проверить, чем владел чиновник или депутат до назначение на должность, во время исполнения обязанностей и после увольнения. Согласитесь, что это хороший стимул либо не быть коррумпированным, либо не идти во власть.
Наконец, этот закон заставил зашевелиться офшорное лобби. До сих пор все попытки ограничить отток капитала в налоговые гавани других стран не приносили своих плодов. Может, одна из причин неуспеха состояла в том, что этим занимался, например, Сергей Тигипко, который, благодаря офшорам, сейчас считается богатым человеком. Так что борьба пчел с медом, разумеется, никаких результатов дать не могла. И не дала.
Антикоррупционные законы позволяют отслеживать и регулировать отток денег из страны, хотя тут же появились “эксперты”, которые назвали закон рамочным и неспособным остановить этот процесс. Да, у нас любой закон вызывает большие сомнения, но в случае, если вся информация об офшорах и их владельцах станет открытой, то, по большому счету, никому ничего делать не понадобится – как только общество узнает о махинациях, оно придет и потребует правосудия.
С этим законом еще долго будут бодаться чиновники, депутаты, их консультанты по “налоговой оптимизации”, а также “городские сумасшедшие”, которые имеют свое мнение по любому вопросу в зависимости от гонорара. Свежий пример – борьба с законом об очищении власти.
Как вы помните, закон о люстрации Рада не хотела принимать, и лишь давление общества заставило депутатов принять документ. А накануне на него выливались тонны помоев. Главные аргументы были такими: этот закон рамочный, от него пострадают честные люди, он не коснется лютых коррупционеров. Кампания против законы о люстрации по всем признакам щедро финансировалась.
Авторы закона говорили, что да – он рамочный и другим быть не может. Да, он не совершенен, но он будет усовершенствоваться постоянно, ведь процесс люстрации занимает долгие годы. Да, не всех удастся вычистить из власти, но это надо начать делать. А самое главное, закон о люстрации является дополнением к антикоррупционным законам, он следует за ними. Иными словами, эти законы нам были нужны, чтобы начать процесс борьбы с коррупцией.
Не будем питать больших иллюзий, что вот теперь-то народ победит нечестную власть. Но законы приняты и нам есть от чего отталкиваться.
Андрей Черников, журналист
Позаштатний кореспондент Бессарабії ІНФОРМ