Н. Шамбир: о защите женщин, о страховом стаже, о работодателях
Ви можете обрати мову сайту: Українська | Русский (автоперевод)
С 1 июля украинкам в страховой стаж засчитывается отпуск по беременности и родам (декрет). Эта норма вызвала весьма неоднозначную реакцию. Чтобы разобраться в новшестве, а также в том, кто от него получит выгоду, мы обратились к директору Департамента пенсионного обеспечения и социальной защиты инвалидов Министерства социальной политики Украины Николаю Шамбиру.
— Сегодня активно обсуждается тема так называемого налога на беременность…
— Давайте начнем с того, что налог на беременность придумал тот, кто в глаза не видел изменения законодательства, о которых идет речь. Действительно, с 1 июля женщинам в страховой стаж засчитывается отпуск по беременности и родам. Это 126 дней (70 дней до родов и 56 дней после). Для этого работодатель уплачивает единый социальный взнос — без него страховой стаж не засчитывается. На сегодня это 33,2% от размера выплат, начисляемых женщине. Столько же платится в пенсионный фонд и из больничных. Кроме того, аналогична доля ЕСВ, которую платят в пенсионный фонд из заработной платы.
— Существенно ли повлияют эти четыре дополнительных месяца страхового стажа на размер пенсии?
— Кроме того, что действительно повлияет на размер пенсии, это еще и морально-этический вопрос, вопрос отношения государства к женщинам. Ко мне поступало много жалоб, в которых нас обвиняли в бездеятельности именно в этом вопросе.
— Готов ли бизнес к этому нововведению? Не захотят ли работодатели переложить финансовое бремя на беременных женщин и тех, кто только думает о детях?
— Честно говоря, я не понимаю, почему социальная защита женщин ставится в противовес чьей-то прибыли. Скажите, пожалуйста, когда вы уходите на больничный, которых за 3-4 года может насобираться несколько месяцев, работодатель выдвигает вам какие-то требования? Давайте тогда говорить о «налоге на болезнь», ведь за то время, когда вы болеете, работодатель также уплачивает ЕСВ.
Изменения в пенсионное законодательство приняли 340 народных депутатов — за них проголосовала как власть, так и оппозиция. То есть важность этого вопроса позволила создать в парламенте даже определенную ситуативное просоциальное большинство, что, согласитесь, бывает не часто. До рассмотрения в Верховной Раде документ согласовывался как с профсоюзами, так и с работодателями, о чем есть их официальные позиции.
— Но все равно, реализация этой нормы — дополнительная финансовая нагрузка на работодателя.
— Как я уже говорил, это предложение было согласовано с общим представительским органом работодателей, и они поддержали не только необходимость зачислять женщинам в страховой стаж период нахождения в декретном отпуске, но и размер отчислений, связанных с этим.
Другой вопрос — недобросовестные работодатели. На таких предприятиях и сверхурочные не оплачиваются, и с больничными проблема, и другие социальные гарантии, закрепленные законодательно, не выполняются. Эти предприниматели делают и будут делать все возможное, чтобы за счет своих сотрудников минимизировать расходы.
— Эксперты утверждают, что это нововведение ставит в неравные условия женщин по отношению к мужчинам и нарушает гендерное равенство.
— Наоборот, роженицы получили социальную защиту, которой раньше у них не было. То есть, если в феврале этого года кто-то, катаясь на лыжах, упал и очень неудачно сломал ногу, то те несколько месяцев, которые он лежал в больнице и проходил реабилитацию, пошли ему в страховой стаж. А вот женщина, которая родила ребенка в том же феврале и ей выписали аналогичный больничный, безвозвратно вычеркнула из своего страхового стажа эти 4 месяца. Разве это справедливо? С июля женщинам этот период уже зачисляется в страховой стаж. Именно это, по моему мнению, и обеспечивает гендерное равенство.
— Мы общались с женщинами и они все же опасаются, что теперь работодатели будут им уменьшать зарплату, или вообще увольнять.
— У меня к вам встречный вопрос: среди тех беременных, которых вы опросили, была хотя бы одна, которая после подобных попыток работодателя обратилась с заявлением о правонарушениях? Кодекс законов о труде, а именно статья 184, предусматривает четкий запрет увольнять беременных женщин или снижать им заработную плату — ответственность как административная, так и уголовная. Полномочия по контролю возложены на Госкомтруда. Однако прийти с внеплановой проверкой инспекторы могут только на основании официального заявления. Поэтому за первое полугодие этого года было зафиксировано чуть более 20 таких нарушений по всей Украине.
— Однако обычно женщины не хотят обращаться с заявлениями, потому что знают, что потом им создадут все условия, чтобы они сами освободились.
— Вот видите, к какому выводу вы сейчас пришли. Так что дело все таки не в законе, а именно в работодателях, которые не хотят нести ответственность за своих сотрудников и бесчестно относятся к беременным женщинам. В том то и наша беда, что бездействие пострадавших в таких ситуациях и провоцирует безнаказанность недобросовестных работодателей. Мы не можем наказать предпринимателя, если о своем увольнении беременная рассказала только подруге. Кроме того, во всем мире на защите работников стоят не только государственные органы, но и профсоюзы.
По материалам Измаильского УТиСЗН
Позаштатний кореспондент Бессарабії ІНФОРМ