Пожары: мы вынуждены вернуться к этой теме
Ви можете обрати мову сайту: Українська | Русский (автоперевод)
В последние годы все чаще обращают на себя внимание «капризы» природы, а по сути участившиеся её аномалии. То резкие потепления, то похолодания, ливневые дожди сменяются сильной засухой. Ученые-климатологи всерьез заговорили об изменении климата, что может повлечь за собой глобальные изменения на Земле.
Сегодня в числе наиболее тревожных новостей — сводки погоды. Уже нигде в мире не найти уголка земли, где бы климатические показатели соответствовали норме многолетних наблюдений. На глазах нашего поколения произошло уже множество катастроф, связанных с наводнениями, засухами, обильными снегопадами, цунами, пожарами и другими природными явлениями. Все чаще уже в нашем регионе, а не в Америке, проявляются смерчи. Вспомним последние в районе г. Одессы. Экологи связывают эти явления с деятельностью человека, приведшей к разбалансированности природной среды, глобальному потеплению.
Причиной глобального потепления является загрязнение атмосферы газами, вызывающими парниковый эффект (прежде всего углекислый газ, метан и др.). В результате резко падает содержание кислорода в воздухе, происходит перераспределение осадков на материках и опустынивание грозит большим территориям — до четверти суши Земли, в то время как другие территории испытывают частые наводнения.
Европу и Восточное побережье США поражают снега и морозы. Море и океан, бывшее ранее благословением этого региона, становятся чуть ли не проклятием. Причина в том, что регион лишается «грелки» — тёплого течения Гольфстрим, которое обеспечивает странам этой зоны мягкий климат. Гольфстрим уничтожают холодные потоки, вызванные таянием льдов Арктики из-за глобального потепления. Сильные дожди в Европе в 2013 году привели к наводнениям во многих дунайских странах, а подпитанная дождями дунайская вода несет в низовья дельты и Черное море новые загрязнения, смывая их с подтопленных территорий.
Леса и океаны, являющиеся основными продуцентами кислорода на Земле могли бы поглотить до половины промышленных выбросов в атмосферу. Однако, массовая вырубка лесов в мире (до 11 млн. гектаров в год) и уменьшение количества фитопланктона из-за загрязнения мирового океана лишают планету этой способности. Так, ежегодно в Тихий океан сбрасывается 9 млн. тонн отходов, в Атлантический — свыше 30 млн. тонн. Ущерб, наносимый глобальным потеплением европейской экономике, сравним с уроном от двух мировых войн.
Климатические изменения не имеют границ. Вредные выбросы США пересекают Атлантику, достигая Западной Европы, а дым от Норильского никельного завода отравляет север Канады. Таких примеров можно привести тысячи, однако ЧЕЛОВЕЧЕСТВО должно осознавать персональную ответственность за то, что происходит на нашей небольшой и очень ранимой планете. Это наш Общий Дом, и у нас нет другого пути. Поэтому наше благополучие и благополучие наших детей и внуков зависит только от нас. И чем раньше будут осознаны людьми существующие угрозы, и чем больше здравый смысл будет присутствовать в большой политике мировых держав, тем больше у нас останется шансов сохранить нашу планету и себя как разумных существ.
Теперь о прозаичных и не столь глобальных вещах, характеризующих ситуацию в дельте Дуная. Мы снова будем говорить об опасности пожаров в дунайской дельте.
Как показывает практика последних двух-трех лет, при наличии желания, необходимой твердости, даже не неся сколь-либо серьезных материальных и финансовых затрат, можно добиться положительных результатов в борьбе с пожарами. Стоило центральной власти обратить внимание на пагубность выжигания послежнивных остатков и стукнуть, образно говоря, кулаком по столу, как на местах оперативно были предприняты меры и количество дымящихся полей и горящих посадок резко сократилось, в том числе в Килийском и соседних районах Одесской области. Не хотелось бы, чтобы это стало кратковременной кампанией, каких наша история знает множество и в сфере экономики, и в духовной сфере.
Но это о пожарах в полевых угодьях, где горе-поджигателей стерни при желании очень легко задержать и привлечь к ответственности, поскольку они это всегда делали открыто и безнаказанно, часто находясь на месте пожара, корректируя движение огня по оставшимся соломенным дорожкам.
Другое дело, пожары в плавнях и лесу. Многолетняя статистика свидетельствует, что причиной пожаров в дельтовых угодьях на той же территории Дунайского биосферного заповедника (общая площадь 50 253 га), как правило, есть поджоги, зачастую сознательные. Об их мотивах мы говорили уже неоднократно на страницах «Дунайской зари». У скотоводов они одни, у огородников – другие, у рыбаков – третьи. Несознательные участники зимней заготовки тростника с помощью огня нередко пытаются подготавливать себе территории для выкашивания тростника в следующем зимнем сезоне.
Сознательный поджег лесных угодий – это скорее исключение, но не правило. Здесь было и остается главной причиной пожаров – неосторожное обращение с огнем. Если у части местных жителей, прежде всего г. Вилково, продолжает бытовать представление о полезности зимнего выжигания тростниковых территорий, то о полезности пожаров в лесу, слава богу, никто не говорит.
Мы напомним читателям газеты некоторые цифры, которые демонстрируют масштабы последних пожаров в дельте Дуная и нанесенный ими ущерб. В 2011 году в результате сильного летнего пожара (август) выгорели острова Полуденный и Кубанский на площади 1381 га, огнем было повреждено 87 деревьев. Общая сумма ущерба составила 27 млн. 634 тыс. 390 грн. В октябре того же года на острове Белгородском плавневая растительность выгорела на площади 1629 га, ущерб составил 32 млн. 580 тыс. грн. Сотни гектаров тростника выгорели и в 2012 году на островах Стамбульский, Прорвин, Очаковский, в Стенцовско-Жебрияновских плавнях и т. д.
В результате октябрьского пожара 2011 года на территории ДБЗ (остров Белгородский) выгорели значительные площади кондиционного тростника, которые планировались под выкашивание зимой 2011-2012 гг. Ущерб понесли организации-заготовители тростника, недополучены средства в местный бюджет, потеряли свои заработки часть местных жителей.
Если 15-20 лет назад пожары в плавнях дельты Дуная рассматривались главным образом с точки зрения лишь их экологических последствий, то сейчас, когда ведется планомерная заготовка тростника, пожары наносят прямой экономический ущерб.
Следует также сказать, что в продолжительную дискуссию как в научной среде, так и в бытующее представление местных жителей о полезности зимнего выжигания плавней, в конце 90-х годов прошлого века были внесены существенные коррективы. С началом массовой заготовки тростника появилась реальная альтернатива пожарам, а именно его выкашивание, дающее и экономический эффект и не меньшую экологическую пользу.
У пожаров в наших плавнях есть еще одна сторона, на которую сегодня следует обратить особое внимание. Есть убедительные научные подтверждения крайне отрицательного экологического воздействия на плавневую растительность летних пожаров. Тростник, как и другие многолетние растения, только в сентябре-октябре начинает накапливать питательные вещества в корневищах, чтобы дать новую жизнь в следующем году. Летние пожары приводят не только к потере урожая тростника в текущем году, но и в последующие один-два, а при засушливых периодах в дельте и на большее количество лет. Уничтожаются также и другие виды растений, которые могут в течение длительного периода не восстановиться. Их плоды и семена являются кормом для птиц и животных в зимний период, а сами растения служат укрытием в суровые зимы. Все это, будучи уничтожено летним огнем, приводит к гибели или же уходу с этой территории всего живого.
Существует вероятность, что потепление климата может сопровождаться удлинением периодов, когда плавневые территории в дельте Дуная в летний период будут сухими, а высокие температуры даже зеленую плавневую растительность будут превращать в легко воспламеняемый и быстро горящий материал. Благоприятные для летних пожаров периоды могут участиться, а, следовательно, участятся и сами пожары с отрицательными последствиями, о которых мы уже говорили. Это надо хладнокровно осознавать, а тем, кто до сих пор играется с огнем в плавнях, хорошо задуматься о том, что возможно наши предки и старожилы, говоря о полезности пожаров в плавнях, лишь отчасти были правы, оценивая зимние пожары, а о летних пожарах тогда вообще никто всерьез не задумывался.
Несколько слов о ситуации, сложившейся на июль текущего года. Приятно наблюдать, что сегодня поля, где убираются зерновые, быстро передисковываются, что сводит практически к нулю вероятность выжигания послежнивных остатков и, как следствие, выгорание посадок. Из-за высокого уровня воды в Дунае внутренние плавневые территории дельтовых островов пока заполнены водой, пожары там сейчас невозможны. Но ситуация может быстро измениться. Понижение уровня воды и высокие температуры могут очень скоро привезти к высыханию плавней и стремительному росту их пожароопасности.
В лесных угодьях, включая Жебриянскую гряду Вилковского лесничества в границах ДБЗ, с наступлением тепла пожароопасная ситуация практически не ослабевает, требуя от посетителей леса максимальной осторожности и внимательности. Вполне благоразумным следовало бы считать отдых в лесу в летний период, который исключал бы разжигание костров, бездумное бросание окурков, допущение бесконтрольного поведения детей и т. д.
Всем нам не надо забывать простую истину: управляемый огонь – это великое благо, но бесконтрольный огонь – это беда, причем порой очень страшная, приносящая горе и страдание, уносящая жизни людей.
Только для части людей из числа тех, кто совершал поджоги, в том числе на особо охраняемой территории – территории Дунайского биосферного заповедника, пока что это сходило с рук, заканчивалось безнаказанно. Но есть уже местные жители – поджигатели, кто серьезно пострадал, был сурово наказан и возмещает по решению суда нанесенный ущерб. Об этом мы уже писали в газете. Хочется сказать нерадивым, не испытывайте судьбу. Наше национальное законодательство очень сурово к поджигателям плавней.
В 2013 году не было ни одного пожара в плавнях на территории ДБЗ. Помогла высокая вода в Дунае. Пусть бы без пожаров год и завершился. Но это уже зависит от всех нас с Вами.
Е. И. Жмуд, ведущий научный сотрудник Дунайского
биосферного заповедника,
кандидат биологических наук
В. А. Федоренко, заместитель директора Дунайского
биосферного заповедника
по охране и природопользованию, кандидат исторических наук
Дунайская заря
Позаштатний кореспондент Бессарабії ІНФОРМ