Килия: Осторожно! Вас хотят “инвестировать”!

Ви можете обрати мову сайту: Українська | Русский (автоперевод)
В прошлую пятницу коллектив кооператива «Центр» собрался на срочное совещание учредителей. На повестке дня стоял один вопрос – угроза рейдерского захвата предприятия. На совещание коллектив предприятия пригласил юристов, представителей общественных организаций, журналистов.
Предыстория
Эта история началась немногим более двух недель назад. Членам кооператива «Центр» (бывший горторг) начали звонить, приезжать домой люди, которые называют себя представителями инвестиционной компании «Ренессанс-групп», офис которой, по их словам, находится в Киеве. Прибыли «киевляне», как они рассказывали членам кооператива, чтобы вложить деньги в их предприятие, построить в Килии культурный центр, а также они заинтересованы в том, чтобы войти в состав учредителей предприятия.
Казалось бы, для нашего города ИНВЕСТОР – это событие века. Вот повезло – так повезло. Но так называемые «инвесторы» не представили ни директору, ни членам коллектива по сей день никаких документов, подтверждающих, что они являются представителями данной фирмы. Так же, как и официального предложения о сотрудничестве, бизнес-плана, что, несомненно, должен был в первую очередь сделать инвестор, чтобы заинтересовать коллектив, убедить в серьезности своих намерений.
Совсем наоборот: «инвесторы» с первых дней своего появления начали «давление» на директора предприятия Светлану Александровну Чеботареву. После того, как она отказала в выполнении требования «киевлян» незаконно созвать внеочередное общее собрание учредителей, ей прямо сказали: «Не хотите по-хорошему, будет по-плохому». Свое обещание «инвесторы» тут же исполнили. На директора буквально в тот же день была подана жалоба в прокуратуру, а затем и заявление в милицию о превышении ею служебных полномочий.
Кроме того, оказалось, что «инвесторы» обладают полной информацией о предприятии –той, которую в Украине охраняет (по идее) закон «О защите персональных данных». У них есть не только имена, адреса, номера телефонов пайщиков, информация о составе их семей, но и устав предприятия, данные о доле каждого члена коллектива, финансовом состоянии предприятия. После неудачной попытки «договориться» с директором, «инвесторы» начали приезжать домой к учредителям, уговаривать их продать свой голос – то есть, право голосовать на общем собрании и принимать решения. При этом, по словам членов кооператива, в ход шли и уговоры, и угрозы, и запугивание. На этом этапе «киевляне» решились на еще один шаг – незаконное проведение внеочередного собрания учредителей.
Домой членам предприятия «инвесторы» развозили пригласительные-анонимки, на которых был указан только адресат, следующего содержания: «Сообщаем Вам, что в пятницу 12.07.2013 в 17.00 в помещении Райпотребсоюза по адресу: ул. Дунайская, 22 а состоится собрание членов производственного коллектива кооператива «Центр».
На собрание будут приглашены представители инвестиционной компании, которые имеют заинтересованность и предложения по финансированию и развитию, реконструкции и возобновлению эффективной деятельности системы кооператива «Центр». Представители имеют четкие планы развития, которые будут предложены на данном собрании». В конце послания стояла подпись «Оргкомитет».
Собрание
Чтобы получить юридическую поддержку, а также привлечь внимание властей, правоохранительных органов к проблеме, с которой они столкнулись, члены производственного кооператива пригласили на собрание юристов, представителей общественной организации «Громада», журналистов, представителей РГА (правда, последние не пришли). В 16.50 собравшиеся направились от здания центрального универмага к зданию райпотребсоюза. В это время у магазина № 14 производственного кооператива «Центр» стояли четыре человека в милицейской форме.
У входа в здание райпотребсоюза собравшихся встретила уборщица с заявлением:
– Собрания у вас сегодня не будет. Сказали не пускать никого. Мне начальство дало такой приказ. Приходите в понедельник и с начальством нашим разбирайтесь.
Тогда собравшиеся уговорили женщину впустить одного человека, и убедились, что в здании действительно никого нет. В это же время 2 милиционера от четырнадцатого магазина перекочевали к воротам, ведущим на территорию райпотребсоюза. Откуда милиция узнала о собрании, и чем оно так заинтересовало правоохранительный орган, – неизвестно.
Зато известно об одном странном совпадении: за 2 часа до собрания к директору предприятия пришел следователь с повесткой о явке в милицию на допрос – как раз на время начала собрания – 17.00. Когда Светлана Александровна проконсультировалась с юристом, узнала, что повестку ей должны были вручить не менее чем за три дня до допроса, и заявила о своих правах, явку перенесли на понедельник, собрание, как мы видим, тоже.
Решено было не расходиться, а провести совещание учредителей в здании центрального универмага, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию и дальнейший план действий. Всего из 66 учредителей пришло 34 человека, в том числе молодой мужчина, представлявший по доверенности одного из учредителей. Как оказалось, это и есть один из «инвесторов». После того как отметили явку и проверили доверенность и паспорт у прибывшего представителя, директор ПК «Центр» Светлана Александровна Чеботарева открыла совещание:
– Сегодня мы собрались по приглашению какого-то неизвестного оргкомитета. Всем были разосланы пригласительные на собрание. Но собранием это не может называться. Мы имеем право собираться по заявке как минимум одной трети членов кооператива – тогда внеочередное плановое собрание будет согласно уставу. Мы пригласили сюда по вашей просьбе юристов, чтобы они объяснили юридическую сторону вопросов. Мы пригласили прессу, потому что, судя по всему происходящему, мы можем остаться без ничего. Чтобы люди знали, что творится у нас в районе.
После того, как избрали президиум, секретаря собрания, Светлана Александровна огласила повестку дня:
– Сегодня на повестку дня мы предлагаем вопрос противоправных действий неизвестных лиц против нашего кооператива. И второй вопрос – рассмотрение наших возможных действий для дальнейшей защиты предприятия от рейдерского захвата.
Прибывший по доверенности представитель учредителя и «инвестор» в одном лице тут же предложил внести в повестку дня вопрос о проведении внеочередного общего собрания учредителей. После того как его предложение не нашло поддержки, он продолжал настаивать на обсуждении поднятого им вопроса, но коллектив на поводу у «инвестора» не пошел.
Перешли к обсуждению первого вопроса. Директор кооператива рассказала о ситуации, которая на тот момент сложилась на предприятии:
– В четверг (за неделю до описываемых событий – авт.) по домам наших людей начали ездить два человека, которые называли себя представителями фирмы «Ренессанс-групп», с предложением стать соучредителями нашего предприятия. Ездили по домам, уговаривали, предлагали деньги.
В пятницу ко мне обратился представитель с просьбой встретиться со мной, и рассмотреть вопрос, чтобы стать соучредителем нашей фирмы. Я находилась в отпуске, поэтому объяснила, что буду в понедельник на работе, и мы этот вопрос будем рассматривать коллективом. Если коллектив примет данное решение, я на встречу пойду. Если коллектив мне не даст полномочий, не пойду.
В понедельник, когда я приехала, здесь кипело все: все продавцы бегали: что делать и куда бежать, что писать, хотели выходить на этот митинг, который был на площади. Я людей остановила, и решили мы собраться и обсудить данный вопрос.
Вы поручили мне заняться немедленно экспертной оценкой предприятия. Экспертная оценка на сегодняшний день проводится, три объекта уже на финишной стадии. Еще сделают остальные объекты, и после этого, когда мы поставим на баланс сегодняшнюю оценочную стоимость нашего предприятия, мы будем инициировать с вами проведение собрания, и каждый из вас сможет сам распорядиться своим паем, вот такое было решение.
Первоочередное право на приобретение пая имеет коллектив или члены коллектива, я объясняю вам законодательную базу. Продажа пая вашего, минуя собрание коллектива, является незаконной. Данный вопрос можно оспорить в суде.
Сегодня мы собрались, чтобы послушать ваши предложения: как мы будем действовать, как мы будем поступать, что вы желаете. Ваши предложения по данному вопросу.
После этого слово взял «инвестор». Свои визиты домой к пайщикам он объяснил «конституционным правом общаться с людьми». По его словам, коллектив начал ему доверять, и у него уже «10 таких доверенностей». «Инвестор» не отрицал, что это он прислал приглашения-анонимки, чтобы провести неправомочное собрание. А на вопрос, почему же он не явился, заявил, что в 17.00 он был на месте. О своем «конкретном» предложении «киевлянин» с черкасской пропиской (по паспорту) сказал только:
– Привести в порядок, сделать нормально культурно-оздоровительно-развлекательный торговый комплекс.
Опять-таки, ни документов, ни бизнес-плана, только слова, зато «инвестор», наконец, объяснил, зачем ему внеочередное общее собрание:
– Почему я инициирую общее собрание? Потому что вопрос нужно уравнять – не каждый из членов имеет право голоса. И на собрании нужно принять решение, чтобы у всех были не ассоциированные, а полноценные юридически законные права голоса у каждого на каждую часть, которая есть – это первый вопрос. Второй вопрос – инициировать собрание, уравнять все голоса, чтобы каждый имел право не насильно продавать только в кооператив, а чтобы он имел право продать третьему лицу.
Здесь оговоримся, что из 66 членов коллектива только 20 работающих членов имеют право голосовать на общем собрании и решать судьбу предприятия. Но они не хотят остаться на улице, и поэтому вряд ли продадут голоса. Остальные 46 – ассоциированные члены, и имеют право только совещательного голоса. Но таковы нормы «Закона о кооперации», это разъяснили коллективу кооператива присутствовавшие на собрании юристы. Право голосовать на собрании имеют только работающие члены кооператива. Предложение «инвестора» – нарушение действующего законодательства.
Юристы объяснили учредителям, чем они рискуют, продавая свои голоса. Во-первых, получив большинство голосов, «инвестор» сможет решать судьбу предприятия в свою пользу – в том числе продать его самому себе за бесценок или ликвидировать. Юристы посоветовали пайщикам дождаться завершения экспертной оценки, которую на данный момент проводит предприятие. По предварительным оценкам, только балансовая стоимость объектов предприятия на сегодняшний день составит не менее 5 миллионов гривен, рыночная стоимость будет еще выше. А это значит, что на каждый пай приходится около 60 тысяч гривен только по балансовой стоимости.
Также юристы порекомендовали людям внимательно читать документы, которые они подписывают, и ни в коем случае не давать генеральную доверенность неизвестным «инвесторам», ведь это будет означать передачу права не только голосовать от имени учредителя, но и распоряжаться его имуществом. Самое главное, подчеркнули юристы – держаться вместе, поддерживать друг друга. Ведь даже те люди, которые дали доверенность на представление их интересов на общем собрании, могут передумать. В случае, если они явятся на собрание сами, доверенность от их имени действовать не будет.
Кроме того, по словам юристов, пайщики должны защитить своего руководителя, обращаться в правоохранительные органы. Ведь схема, которую применяют к ним, не нова: их хотят лишить руководителя, поссорить, запугать. Также было с печально известным винзаводом, пайщики которого остались ни с чем, и более 10 лет не могут добиться выплаты своих денег.
На данный момент
На директора предприятия уже подано три заявления в милицию, якобы от имени пайщиков, с жалобами на превышение служебных полномочий. Директора обвиняют в незаконной продаже магазинов, которые, по ее словам, находятся на балансе предприятия, их никто не продавал. Очевидно то, что неизвестным «инвесторам» очень хочется избавиться от несговорчивого директора. Как нам стало известно из официальных источников, именно «инвестор», принимавший участие в собрании, подал заявление в милицию накануне его проведения.
20 работающих членов кооператива не хотят продавать свои голоса. Поэтому сейчас все «атаки» «инвесторов» направлены на неработающих: они продолжают ездить по домам пайщиков, уговаривать, запугивать и обманывать их, заявляя, что у них уже есть большинство голосов. По словам директора предприятия, люди боятся – боятся даже писать заявление в милицию о том, что им не дают покоя неизвестные «инвесторы». Хочется напомнить членам кооператива слова юристов:
– В первую очередь защищайте каждый сам себя и защищайте директора. Если вы будете монолитом, тогда действительно, если инвестор готов реально вложить вам деньги, то он и так их вложит, но вы в этом плане ничего не потеряете. А если вы будете продавать свои голоса, то потеряют в этом плане все. И все.
Ирина ДИГИЧ

Позаштатний кореспондент Бессарабії ІНФОРМ