Георгий Дубенко: Региону необходима стратегия развития
Ви можете обрати мову сайту: Українська | Русский (автоперевод)
Все новое – это хорошо забытое старое.
В свое время мы возлагали большие надежды на Комплексную программу развития Придунавья, разработанную под началом экс-губернатора Одесской области Сергея Гриневецкого, рассчитанную на 2004-2011 годы. Которая с треском провалилась из-за бездействия областной администрации и министерства транспорта, из-за того, что вектор государственной политики кардинально менялся несколько раз, и по ряду других причин. Как результат – наш стратегически-важный в масштабах государства край стал депрессивным, с тугим узлом экономических, социальных и экологических проблем, которые выходят далеко за региональные рамки.
А потому идея разработки стратегии развития, – комплексной программы, которая обозначила бы глобальные проблемы для решения на общегосударственном уровне и перспективные отрасли, которым необходима государственная поддержка, – как никогда актуальна. Учитывая изменившуюся социально-экономическую ситуацию в Придунавье, мы уже не можем ориентироваться на содержание прежней программы. Хотя, приоритеты, указанные в ней, в принципе, остались неизменными.
Считаю, что, по-прежнему, одним из основных направлений Программы комплексного развития украинского Придунавья является развитие морехозяйственного и транспортного комплекса. Увы, Украина, как государство, фактически не предпринимает никаких действий по укреплению этого, безусловно, важного сектора экономики. А ведь это его непосредственная обязанность – оказывать поддержку базовым предприятиям Придунавья – Измаильскому и Ренийскому Морским торговым портам, ЧАО УДП.
Моя позиция относительно Закона Украины “О портах” неизменна – он подрывает экономические основы жизнедеятельности данных предприятий. Фактически закон предлагает передать в пользу частных структур наиболее важные производственные объекты, без которых в портах ничего существенного больше не останется. Это может создать существенные риски утраты объектов портовой инфрастуктуры, которые обеспечивают жизнедеятельность госудрства в целом.
Размышления о притоке инвестиций путем передачи частникам основных мощностей государственных портов, по моему убеждению – миф. Инвесторы не спешат в Украину, можно ожидать разве что поступления средств из оффшорных зон. Но. Сегодня государственные порты являются бюджетообразующими предприятиями. С приходом частников последует закономерная «оптимизация» кадров, сокращение зарплат, а, значит, – сокращение отчислений в бюджет. Объекты соцкультбыта будут либо переданы городу, либо проданы.
Уже сегодня ситуация в Измаильском порту вызывает серьезную тревогу. Предприятие работает неполную рабочую неделю (по 3 дня), рассчитаться с коллективом по зарплате полностью не может, испытывает проблемы с грузами. И отголоски проблем портовиков явственно ощущает бюджет города, в котором сегодня образовалась брешь: бюджетники получают зарплату с задержкой. А что же будет после ожидаемых в порту сокращений кадров?
“Украинское Дунайское пароходство” находится в таком же состоянии, как и весь украинский флот.
После потери предприятием основных советских маршрутов грузоперевозок, после эмбарго в отношении Югославии, пароходство так и не смогло оправиться. Ситуация в украинских портах на Дунае также влияет на определенные аспекты деятельности пароходства. По моему мнению, компания может и должна эффективно работать, находясь в государственной собственности. Только для этого следует четко понимать: что, как, когда и за счет каких средств ей следует развивать. То есть должна быть общая стратегия развития портов на Дунае и стратегия перевозок по Черному морю. А её до сих пор нет.
О чем говорить, если ни одно из предусмотренных в Программе комплексного развития украинского Придунавья мероприятий не принесло ожидаемых результатов, а основные стратегические задачи не решены! Неудачной стала попытка поддержать с помощью государственного финансирования начатое еще в 2004-м сооружение двух морских сухогрузов для ОАО «Украинское Дунайское пароходство»: ни один из них не достроен, судьба судов остается неопределенной. Потраченных денег, по оценке специалистов Счетной палаты, хватило бы на ввод в эксплуатацию одного из этих сухогрузов. 65,2 млн. грн. использованы неэффектвно.
До сих пор не выполнено большинство работ в рамках создания глубоководного судового хода Дунай – Черное море. Хотя в 2010 году на морском подходном канале достроена дамба, которая стала самой дорогой частью проекта. Но проектные глубины, необходимые для восстановления глубоководного крупнотоннажного судоходства не достигнуты.
Мы поэтапно теряем транзитную связь со странами Европы в пользу Румынии, которая стремится установить монополию на транзит судов в Придунавье. А все потому, что действия власти в последнее десятилетие напоминают поведение знаменитых героев Крыловской басни: “Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт…”.
Считаю, что в новой Программе необходимо предусмотреть поддержку еще одной перспективной для нашего края отрасли – сельхозпроизводства, а также – переработки. Неслучайно в советское время именно у нас размещался один из гигантов консервной промышленности страны – Измаильский консервный завод.
Его присутствие в регионе, где исторически овощеводство было одной из основных отраслей хозяйствования, просто необходимо. Конечно, говорить о восстановлении прежних объемов переработки просто утопия. Но несколько небольших линий переработки у нас работать должны. Ведь ближайшие мини-производства данной отрасли находятся в Плавнях и Староказачьем! А наши сельхозпроизводители просто задыхаются в условиях отсутствия государственных дотаций, доступного кредитования отрасли, возможностей для сбыта продукции. Отдаленность нашего региона перекрывает доступ к продаже выращенного урожая за пределами области.
Небольшой перерабатывающий завод (или несколько таких предприятий) дали бы толчок к развитию отрасли, обеспечили бы данной продукцией наш регион. К сожалению, в регионе практически уничтожено животноводство и мясо-молочное призводство. Существующие предприятия работают на привозной продукции, качество и “натуральность” которых оставляют желать лучшего.
Сегодня мы не только не используем имеющиеся в регионе ресурсы, но и хороним то, что еще не удалось развалить. К примеру, система орошения у нас используется лишь на пятнадцать процентов, а ведь, если задействовать её на полную мощность, наши сельхозпроизводители могли давать бы плановые урожаи!
Почему бы не предпринять реальных шагов по воплощению пожелания нашего Президента о том, что “Украина способна обеспечить сельхозпродукцией Европу и мир” ? Безусловно, государство не может сегодня строить перерабатывающие предприятия. Но оно обязано стимулировать всеми доступными способами этот процесс.
Еще один важный аспект в стратегии развитии Придунавья – строительство сетей водоснабжения питьевой водой. Мы являемся воротами в Европейский союз. И при этом, многие населенные пункты Придунавья не знают, что такое водопровод!
Аналогично – и с прокладкой газовой магистрали, подачей этого топлива в села Придунавья, где до сих пор отапливаются “дедушкиным способом”, не всегда безопасным. Причем считаю, что газификация нашего округа не должна быть средством политического пиара: это одно из обязательств, взятое властью перед народом, и оно просто должно быть выполнено.
На мой взгляд, очень важен при разработке программы целостный подход к проблемам и перспективам развития всего региона. Инфраструктура и экономика края должны рассматриваться, как единое целое.
Ну, и главное, – депутат, представляющий интересы округа в Раде обязан всячески отстаивать поэтапную реализацию всех направлений программы, дабы она не осталась очередным декларативным документом.
Георгий Дубенко, кандидат в депутаты Верховной Рады по 143 одномандатному мажоритарному округу
Позаштатний кореспондент Бессарабії ІНФОРМ