Роспуск Рады: возможен или нет

0 коментарів 32589 переглядів

Ви можете обрати мову сайту: Українська | Русский (автоперевод)


886565_3Возможно, лидер “Свободы” Олег Тягнибок и не прав, описывая нынешнюю блокаду трибуны и президиума Совета как начало “очень жесткого, возможно, невиданного парламентского кризиса в истории украинской независимости”, однако похоже на то, что главный законодательный орган страны “завис” всерьез и надолго.


Оппозиционеры говорят, что будут стоять до последнего. Партия регионов не проявляет чрезмерного желания вытолкать их из президиума силой. Соответственно, есть шансы, что этот политический клинч затянется надолго – во всяком случае дольше, чем до 19 февраля, когда разблокировку предсказывает спикер Владимир Рыбак.

“Пусть блокируют. Это новые выборы. Мы готовы к любому развитию ситуации”, – еще в первый день блокировки ответил журналистам на вопрос, что Партия регионов будет делать в таком случае, лидер ее фракции Александр Ефремов.

Идет ли отсчет?

Пикантность ситуации заключается в том, что с формально-юридической точки зрения сложно сказать, эта возможность вообще реальна.

Дело в том, что Конституция Украины дает президенту право прекратить полномочия Верховной Рады в случае, если “в течение тридцати дней одной очередной сессии пленарные заседания не могут начаться”. Поскольку вторая сессия парламента так и не был открыта, возникает вопрос: запущен ли по состоянию на сегодня “счетчик”, который отсчитывает эти тридцать дней?

“Они нас пугают, а нам не страшно. Как говорил Станиславский, не верю”

Эдуард Гурвиц, депутат парламента, УДАР
“Это бред. Людям надо научиться читать Конституцию. Сессия не началась, мы формально до сих пор находимся на каникулах”, – сказал ВВС Украина оппозиционный депутат-знаток избирательного права.

Его стремление остаться анонимным понятно: все трое оппозиционных лидеров в среду на брифинге в стенах парламента подтвердили, что, по их мнению, отсчет тридцатидневного срока уже прошел.82
Красноречивым является и ответ на вопрос о том, сможет ли президент распустить парламент, если заседания не восстановятся за тридцать дней, главу регламентного комитета Рады, представителя Партии регионов Владимира Макеенко.

“Согласно этой (действующей – ред.) конституции, президент может все”, – сказал он.
Поэтому похоже, что вопрос возможности назначения выборов есть и будет не столько юридическим, сколько политическим.

“Не верю”

Руководитель Центра политического анализа “Пента” Владимир Фесенко говорит, что и представители власти, и оппозиционеры считают тему возможных досрочных выборов фактором давления, который в конце концов заставит их оппонентов дать слабину.

“Тему роспуска парламента, с одной стороны, обвиняют оппозиционеры, шантажируя своих оппонентов. Кроме того, тем, что парламент может быть распущен, начинает шантажировать оппозицию власть”, – говорит политолог.
Действует ли этот шантаж самом деле – сказать трудно.”Большинство может предложить оппозиции такой порядок дня проведения заседания парламента, от которого оппозиционеры не смогут отказаться”.

Юрий Якименко, политолог:

“Они (представители власти – ред.) досрочных выборов боятся как огня. Они на сей раз их проиграют”, – говорит ВВС Украина Владимир Яворивский из фракции “Батькивщина”.

“По этому поводу (по поводу возможного назначения досрочных выборов – ред.) у нас никто не напрягается. Представители большинства в зале над оппозиционерами просто смеются, потому что они залезли на эту трибуну, а как уйти оттуда, не знают”, – говорит Вадим Колесниченко из Партии регионов.

“Они нас пугают, а нам не страшно. Как говорил Станиславский, не верю”, – заявляет Эдуард Гурвиц из УДАРа.
Сам г-н Гурвиц говорит, что считает назначение досрочных выборов маловероятным. В отличие от многих своих коллег по оппозиции.

Например, Николай Томенко из “Батькивщины” уже даже размышляет над тем, по какой избирательной системе могли бы пройти досрочные выборы.

tomenko_07“Я считаю, что внеочередные выборы – это та альтернатива, которая должна обсуждаться. Другое дело, что я противник перевыборов на нынешней избирательной базе. Уже сейчас нужно думать, привлекать ли экспертов и специалистов, которые бы говорили, что если встанет вопрос досрочных выборов, то должен быть другой закон о выборах, который поддержат и эксперты, и общество, – речь идет об открытых партийных списках”, – говорит он в комментарии ВВС Украина.

Блокирование парламента продолжается с 5 февраля.
В первую очередь из-за того, что даже если блокирование Рады продлится до 7 марта, роспуск парламента будет правом, а вовсе не обязанностью президента. А ему досрочные выборы с политической точки зрения вряд ли выгодны, считает Владимир Фесенко.

“В результате выборов он может получить еще менее управляемый, еще более оппозиционный парламент, чем сейчас. Зачем ему это надо? К тому же деньги, которых в бюджете и так не хватает, лучше использовать не на выборы, а на другие цели”, – говорит политолог.

Другая причина, почему вариант с досрочными выборами рано воспринимать всерьез – это возможность того, что власть с оппозицией все-таки договорятся, несмотря на нынешнюю бескомпромиссность блокировщиков.

“Большинство может предложить оппозиции такой порядок дня проведения заседания парламента, от которого оппозиционеры не смогут отказаться. Например, принятие совместного постановления о приоритете европейской интеграции перед саммитом Украина-ЕС, любые вещи, которые будут касаться вопроса политзаключенных. А достаточно открыть сессию на 5 минут и закрыть ее – и отсчет времени прекращается”, – говорит директор политико-правовых программ Центра Разумкова Юрий Якименко.

В конце недели лидеры оппозиции уже несколько изменили риторику своих требований. Участвуя в нескольких политических шоу в прямом эфире в пятницу, 8 февраля, и Виталий Кличко, и Арсений Яценюк не настаивали на принятии именно “сенсорной кнопки”, а просто призвали оппонентов обеспечить персональное голосование – руками, бюллетенями или другим способом. Это, по их словам, позволит разблокировать Раду.

Силовой вариант

Наконец, нельзя исключать и кризисный вариант разблокирования работы парламента, дабы не допустить, чтобы тридцатидневный срок его бездействия истек. Тем более, что подобных прецедентов в новейшей истории Украины хватает.

Во-первых, большинство может открыть сессию парламента не в зале пленарных заседаний на улице Грушевского, а где угодно. Например, в 2000 году пропрезидентское большинство во время блокирования работы парламента левыми фракциями приютил Украинский дом. “Там есть процедурные сомнения… но при желании, думаю, их можно обойти”, – констатирует Юрий Якименко возможность повторения подобного сценария году.1360134956_rybak

Наконец, представители проправительственных фракций могут вытолкать оппозиционеров из президиума парламента силой.

Да, сейчас Владимир Рыбак категорически отрицает возможность силового разблокирования работы парламента. Но, кажется, такую точку зрения не поддерживают отдельные его однопартийцы.
“Если блокирование парламента продлится тридцать дней, то на тридцатый день мы выбьем их оттуда на пять минут. Беда великая. А потом, после открытия парламента, дадим им возможность еще тридцать дней там развлекаться”, – говорит Вадим Колесниченко.
Надеемся, что все-таки вариант досрочных выборов маловероятен…
Источник

guest

0 коментарів
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Поділіться своєю думкою з цього приводу в коментарях під цією новиною!x